20 мая 2021 года Президент Российской Федерации присвоил Рыбинску почётное звание «Город трудовой доблести». В год 80-летия Великой Победы в городском парке между улицами Лизы Чайкиной и Зои Космодемьянской появится стела трудовой доблести.
Механические сердца, полные жизни
К началу Великой Отечественной войны в Рыбинске располагалось крупнейшее в СССР предприятие авиационной промышленности – Рыбинский моторостроительный завод, основанный ещё в дореволюционной России как автомобильное производство. В 1940 году он был реконструирован, чтобы выпускать моторы М-105 для военных самолётов. К июню 1941 года на заводе производилось до 45 моторов в сутки, но после начала войны выпуск моторов был увеличен. Только с июля по сентябрь 1941 года здесь изготовили 3 458 экземпляров для Як-1, СБ, Пе-2. На предприятии был также организован и ремонт повреждённых агрегатов, несмотря на приближающийся фронт.
Осенью 1941 года завод эвакуировали в Уфу. Все сборы заняли рекордные 10 дней. За это время в три тысячи железнодорожных вагонов и на 25 речных барж было загружено и отправлено почти всё заводское оборудование, включая батареи парового отопления, 300 комплектов уже готовых моторов и 10 тысяч рабочих, инженеров и служащих. Несмотря на то что война практически вплотную подошла к городу, эвакуационные работы были проведены настолько скрытно, что вражеская авиация ещё долго бомбила опустевшие заводские площади. В Уфе на базе рыбинского завода, а также двух ленинградских, одного московского был создан авиационный завод № 26. К работе подключились проектное бюро из столицы и КБ из Воронежа.
В 1942 году часть специалистов и работников завода вернулись в Рыбинск. Вместе с комсомольцами района они восстановили завод (получивший № 36) и производство моторов, даже несмотря на частые бомбёжки вражеских самолётов. Возрождённое в родных стенах производство ежедневно увеличивало выпуск продукции благодаря труду рабочих, а также молодёжи и женщин города, вставших к станкам. Например, рабочие смены длились по 15–17 часов, часто заводчане ночевали в цехах, чтобы выполнить и перевыполнить план. Первое время завод ремонтировал повреждённые моторы М-100, М-103 и М-105. С апреля по декабрь 1942 года новую жизнь получили 728 «механических сердец», а в течение 1943 года этот показатель вырос в 1,5 раза! В конце 1944 года на заводе был освоен выпуск серийных авиадвигателей АШ-62ИР для самолётов Ли-2, ПС-35, ПС-43, а также для истребителей И-152, И-153. В знак особых заслуг коллектива сотням работников завода первым в Ярославской области была вручена медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Неизмеримый вклад в Победу внесли рабочие судостроительного завода «Вымпел» (завод № 341), производившего буксирные моторные катера. С началом войны продукция завода была приспособлена для боевых целей, катера стали оснащаться вооружением. Основной продукцией завода были буксирно-моторные катера БМК-70 и ИУ, которые в ходе доработки становились противоминными траулерами, заправщиками гидросамолётов и санитарными судами. На быстрые катера серии МК с автомобильными двигателями от ЗИС-5 устанавливались зенитные орудия. Кроме того, завод выпускал противотанковые ежи, сапёрные лопаты, солдатские ножи и лыжи. Судостроители создали специальные команды противовоздушной обороны, вели круглосуточное дежурство в цехах и заводском посёлке.
В 1942 году на заводе началось производство первых в СССР стальных торпедных катеров дальнего действия на базе унифицированного проекта ТМ-200 (в армии они получили прозвище «речные танки» за манёвренность, скорость и броню). Для их строительства был возведён новый цех и модернизировано спусковое устройство. В 1944 году сдали первые четыре катера и заложили ещё пять. В 1945 году завод построил все 12 из заказанных катеров, и в 1946 году завершил серию из 24 торпедных катеров этого типа. А в 1942 году также начали переоборудовать для нужд фронта небольшие пограничные катера, которые оснащались реактивной установкой типа «катюша», 45-миллиметровой артиллерийской установкой и двумя пулемётами. Тогда же завод получил заказ на постройку большой серии самоходных понтонов для наведения мостов. В общей сложности за годы войны рабочие завода изготовили 12 торпедных катеров и 226 катеров других классов.
На судах, построенных в Рыбинске, советские воины уничтожали вражеские конвои на Ленинградском и Карельском фронтах, участвовали в прорыве блокады Ленинграда, освобождении Петрозаводска, переправляли людей и грузы в битве под Сталинградом. Более 700 рыбинских судостроителей с оружием в руках защищали Родину на фронтах Великой Отечественной. 141 заводчанин остался навечно на полях сражений. Гордостью завода стал его работник Игорь Клинов, удостоенный высокого звания Героя Советского Союза посмертно. Всего 1 017 орденов и медалей было вручено храбрым заводчанам за их ратные подвиги.
А рыбинский завод полиграфических машин летом 1941 года перешёл на выпуск 82-мм миномётов, став на тот момент единственным в стране производителем этого оружия. Такими миномётами было вооружено до 20 дивизий, разгромивших немецко-фашистские части под Москвой. За период с 1941 по 1944 год на заводе было выпущено 35 тысяч миномётов, почти на 10 тысяч больше запланированного (практически десятая часть всех миномётов разных калибров, изготовленных в военных годы в СССР). Кроме того, работники предприятия освоили выпуск корпусов для авиабомб и мин, а с конца 1944 года – больших мин калибра 160-мм. В начале 1944 года завод возобновил изготовление полиграфических машин, на которых печатались листовки, брошюры и газеты с новостями об очередных победах Красной Армии.
В июле 1941 года на заводе было 275 работников, выполнявших план на 200%, а в декабре первого года войны их число увеличилось до 515. Были среди них и истинные герои производства. Так, токарь инструментального цеха Петухов решил выполнить план на 500 %, но выполнил на 780%! Недаром коллектив предприятия дважды отмечался Красным знаменем ЦК ВКП(б), три раза был удостоен второй премии, пять раз – третьей премии. В 1942 году за успешное выполнение заданий ГКО по производству вооружения и боеприпасов завод наградили орденом Трудового Красного Знамени, а в победном 1945 году – орденом Ленина. Большая группа работников была отмечена высокими правительственными наградами.
Массовый выпуск снарядов, мин и фугасных авиационных бомб был организован на Рыбинском заводе дорожных машин. Рабочие завода не только изготовляли военную продукцию, но и прямо в цехах меняли отработанные уже технологии и оптимизировали процессы с целью экономии металла, топлива и сырья. Это предприятие стало изготавливать несколько типов снарядов, мин и фугасные 500-кг авиационные бомбы, которых изготовили 1,122 миллиона штук. К 1944 году уровень производства здесь увеличился более чем в два раза по сравнению с 1940 годом. Кроме того, завод не прекратил выпуск катков и другой дорожной техники. За этот период было выпущено 93 катка, помогавшие восстанавливать разрушенную войной страну и участвовавшие в строительстве Комсомольска-на-Амуре, канала Волга – Москва, Кузнецкого металлургического комбината.
Под девизом «Всё для фронта! Всё для Победы!» работала каждое промышленное предприятие Рыбинска. Даже знаменитая спичечная фабрика «Маяк» производила запалы для бутылок с зажигательной смесью – грозного оружия против немецких танков, а городские швейные мастерские шили обувь и обмундирование для красноармейцев.
Производственный рост города требовал много энергии. В ноябре 1941 года в Рыбинске была запущена первая турбина ГЭС, дававшая электричество не только городу, но и Ярославлю и даже Москве. Только в первый год Великой Отечественной войны Рыбинская ГЭС выдала 55,3 миллиона киловатт/-часов энергии. В январе 1942 года была запущена вторая турбина, и начался монтаж третьей. Кроме того, за годы войны через Рыбинский шлюз прошло 29,9 тысячи судов, перевезено более 6,4 миллиона тонн грузов. 14 июля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «за выдающиеся успехи и технические достижения по строительству гидроузлов на реке Волге» 40 работников станции были награждены различными орденами и медалями «За оборону Москвы». В этом же году Указом Президиума Верховного Совета СССР за бесперебойное энергоснабжение столицы в военное время коллективу Рыбинской ГЭС было передано на вечное хранение Красное знамя Наркомата электростанций и ЦК профсоюза работников электротехнической промышленности.
Особым трудовым подвигом стала работа коллектива Рыбинского железнодорожного узла Ярославской железной дороги – единственного связующего звена в этом регионе между тылом и фронтом. Станция работала как часы, даже несмотря на вражеские авианалёты.
Находились в Рыбинске и 39 эвакгоспиталей, три сортировочных госпиталя и четыре для легкораненых, а также лазарет. Под медицинские цели отдавались самые крупные кирпичные дома города – гостиницы, музеи, школы, дворцы культуры и жилые дома. Врачам и медсёстрам помогали горожане, массово сдававшие кровь и ухаживавшие за ранеными бойцами. С 1941 по 1945 год через госпитали Рыбинска прошли 380 тысяч советских солдат и офицеров.
Материал подготовлен при поддержке Российского военно‑исторического общества
Материалы находятся в разработке