Пермские оружейники
Уже в начале июля 1941 года в Пермь начали прибывать производства, эвакуированные с оккупированных регионов СССР. Всего 120 заводов и фабрик было перевезено в Пермь в период с 1941 по 1945 год. На этой базе уже в послевоенные годы город превратился в крупнейший промышленный центр страны.
Ещё до начала Великой Отечественной войны в Перми располагался завод № 172 им. Молотова, который практически один закрывал потребности страны в артиллерии и боеприпасах. С началом войны в его состав вошли сразу четыре эвакуированных завода из Москвы и Московской области, а также часть Московского автозавода им. Сталина, к которым добавилось конструкторское бюро из Ленинграда. Благодаря новым мощностям завод им. Молотова уже к декабрю 1941 года увеличил выпуск военной техники на 60 %, среднемесячный выпуск стали здесь вырос в 2,5 раза, а проката – на 10%. И в последующие годы количество выпускаемой продукции постоянно повышалось.
Улучшалось также качество выпускаемой продукции и разрасталась его номенклатура. К примеру, рабочие завода модернизировали одну из самых массовых советских пушек – 45-мм орудие 1937 года. Обновлённое орудие поступило на фронт в начале 1942 года, а спустя полгода завод ежемесячно давал до 700 новых орудий. Инженеры завода также разработали и наладили массовые поставки в армию 76-мм полковой пушки образца 1943 года, получившей признание советских артиллеристов за лёгкость, меткость и скорострельность. Ещё здесь была модернизирована тяжёлая и дальнобойная 122-мм пушка А-19 и налажено изготовление 45-мм морской универсальной пушки М-13 и 107-мм корпусной пушки образца 1940 года. Всего за военные годы завод изготовил более 48 тысяч артсистем – каждую четвёртую в стране.
Кроме этого, на заводе было освоено производство сопла для реактивных миномётов «катюша», а также снарядов, мин, высококачественного металла, орудийных щитов, тонкой брони. Коллектив завода 15 раз получал переходящее знамя ЦК ВКП(б), которое впоследствии было передано ему на вечное хранение. На вечном хранении у завода также и переходящее Красное знамя 10-го добровольческого гвардейского Уральско-Львовского танкового корпуса. 557 работников завода были награждены орденами, а сам завод – орденом Трудового Красного Знамени (в 1942 году), орденом Красного Знамени (в 1944 году) и орденом Отечественной войны I степени (в 1945 году).
Сосредоточился на выпуске боеприпасов и завод № 10 имени Ф. Э. Дзержинского. Здесь серийно производились взрыватели для танковых и противотанковых орудий, полковых и дивизионных пушек и гаубиц, а также осколочно-трассирующие снаряды к зенитным пушкам. Всего на фронт было отправлено более 180 миллионов единиц различных боеприпасов. Каждый третий снаряд, поступавший на вооружение Красной Армии, был оснащён взрывателем, изготовленным на заводе № 10. За военные годы объём производства завода увеличилась более чем в 2,8 раза. В 1942 году за образцовое выполнение заданий правительства по производству боеприпасов завод им. Дзержинского был награждён орденом Ленина.
Моторостроительный завод № 19 им. Сталина в начале войны был единственным в стране серийным производителем моторов для авиации. После прибытия восьми заводов из Москвы, Харькова, Днепропетровска, Ленинграда, а также двух конструкторских бюро производство моторов выросло в два раза. Кроме того, в рекордно короткие сроки было освоено производство моторов для боевых самолётов Ла-5, Ла-7, Ту-2, Пе-8 и Су-2. Всего за годы войны заводом № 19 было произведено более 31 тысячи моторов. 359 работников завода были награждены орденами и медалями. В 1945 году завод был награждён орденом Красного Знамени.
В военное время заметно выросла роль завода № 98 имени Кирова, производившего порох. Под фашистской оккупацией в первые годы войны оказались пять из семи советских заводов, производивших пироксилиновый порох. Единственным крупным производителем пироксилинового и баллиститного пороха остался пермский завод. После эвакуации в Пермь четырёх пороховых производств завод № 98 развернул поистине стахановские объёмы производства. Зачастую люди работали на станках и агрегатах сменами по 16 часов практически под открытым небом, невзирая на непогоду и холод. Номенклатуру продукции, выпускаемой заводом, разнообразили новые безгазовые составы, а также заряды для реактивных установок «катюша» и авиационные снаряды. В 1942 году здесь было налажено производство тротила, а к 1944 году завод ежедневно выпускал 50 тонн пороха.
Рабочих рук не хватало, и в самые сложные дни, когда враг стоял под Москвой, на завод пришла группа школьников, которые производили заряды для 88-мм и 120-мм миномётов. Созданные детскими руками заряды для «катюши» били врага в боях на Курской дуге. Всего за 1941–1945 годы выпуск заводской продукции увеличился в 43 раза! Красной Армии было отправлено около 9 миллионов ракетных зарядов. Завод 17 раз был победителем во Всесоюзном социалистическом соревновании и практически постоянно удерживал у себя переходящее Красное знамя ГКО, которое в итоге осталось на заводе на вечное хранение. Более тысячи заводчан были награждены орденами и медалями.
Пермский завод № 339, производивший карбюраторы, с началом войны объединился с Московским заводом № 3 такого же профиля. Новое производство получило название «завод № 33» и сконцентрировалось на выпуске авиационных агрегатов. Пока рабочие в цехах наращивали объёмы производства, заводские инженеры не останавливали работы по улучшению и доработке деталей и узлов. Изготовленные детали использовались в бронированных штурмовиках Ил-2, знаменитом истребителе Як-3, Ла-5 и Ла-7, пикирующих бомбардировщиках Пе-2, тяжёлых бомбардировщиках Ил-4. На помощь опытным рабочим завода пришла городская молодёжь. Всего за годы войны трудовой коллектив завода дал стране более 1,1 миллиона карбюраторов, которыми были оснащены все советские боевые крылатые машины. За образцовое выполнение задания правительства в 1945 году завод № 33 был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Производила Пермь для страны не только боеприпасы и пушки, но и бронекатера. В самом начале войны сюда была эвакуирована большая часть производства Ленинградского судоремонтного завода «Судомех», оборудование Керченского судостроительного, Коломенского машиностроительного заводов, а также Мытищинского завода № 532. Прибывшие мощности были преобразованы в Пермский судостроительный завод (завод № 344). Работники завода поставили советскому военному флоту 81 бронекатер. Кроме того, здесь развернулось массовое производство корпусов артиллерийских снарядов, которых было выпущено более 135 тысяч экземпляров. Также было освоено минно-тральное производство (противолодочные и противоторпедные сети). За заслуги в обеспечении армии и флота в годы Великой Отечественной войны военной техникой, вооружением и боеприпасами в 1985 году завод был награждён орденом Отечественной войны I степени.
Помимо развёртывания серийного производства военной продукции, в Перми была организована работа 30 госпиталей. Несмотря на нехватку медикаментов, врачи и медсёстры удачно проводили очень сложные операции. Не останавливались и медицинские исследования. Так, в Пермском мединституте разрабатывали и применяли новые методы лечения огнестрельных ран и инфекций. Выхаживать раненых красноармейцев помогали местные жители, приходившие в госпитали и больницы после напряжённых трудовых будней.
В годы войны значительно изменился состав рабочих заводов. Ушедших на фронт рабочих-мужчин заменили женщины и подростки. Так, на заводе № 19 в годы войны трудились наравне со взрослыми более 7 тысяч подростков, а на заводе № 33 – почти 2 тысячи учащихся ремесленных училищ Москвы, Киева, Харькова и 200 девушек из Вологодской области. Молодые люди постоянно увеличивали нормы выработки, вносили свои рационализаторские предложения, массово вступали в ряды стахановцев, передовиков производства, а также двухсотников (работники, перевыполнявшие план на 200% и более). Зачастую рабочие на постоянной основе давали 300 и 400% нормы, известны случаи перевыполнения плана даже на 600%!
Материал подготовлен при поддержке Российского военно‑исторического общества