Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2020 года Омску присвоено почётное звание «Город трудовой доблести». Через год 28 декабря 2021 года на улице Лизы Чайкиной рядом с памятником труженикам тыла была установлена стела трудовой доблести.
Город-труженик
С началом войны в Омске заработали шесть крупных строительно-монтажных трестов и вузы из Москвы, Ленинграда, Харькова, Киева и Одессы. В кратчайшие сроки из столицы были перевезены авиационные заводы № 156 и 81. Сюда же прибыли около 100 тысяч конструкторов, инженеров, рабочих разных специальностей и членов их семей, а также почти 24 тысячи детей из блокадного Ленинграда и дети-сироты из других регионов СССР.
Привозили в Омск и раненых красноармейцев. Врачи местных госпиталей приняли более 155 тысяч советских солдат и офицеров, свыше 45 тысяч из них оправились от ран и вернулись в строй. Высокий процент выздоравливающих бойцов достигался благодаря мужеству и мастерству врачей. Специалисты Сибирского института сельского хозяйства и лесоводства под руководством профессора Януша Зайковского придумали, как компенсировать в военные годы нехватку молока в городских госпиталях, разработав рецепт брикетированного сухого молока с сахаром. Получившийся «белый шоколад» стал не только вкусным, но и полезным для выздоравливающих бойцов лакомством. За это изобретение Зайковский был отмечен Сталинской премией.
Вся промышленная мощь города встала на военные рельсы. В Омске производились самолёты, танки, боеприпасы, различная радиоаппаратура, гидролокаторы, шумопеленгаторы, а также обмундирование, лыжи и многое другое.
После объединения прибывших Московского завода опытных конструкций № 156 и Тушинского серийного завода № 81 им. Молотова в Омске появился авиационный завод № 166 (сегодня ПО «Полёт»). В период с 1941 по 1945 год на нём было изготовлено 78 пикирующих бомбардировщиков Ту-2, а также 3 405 истребителей Як-7 и Як-9. Кроме этого, здесь производились бензиновые и масляные насосы и другие агрегаты. Здесь же разместилось знаменитое конструкторское бюро НКВД № 29, где работали величайшие советские авиаконструкторы Андрей Туполев и Сергей Королёв. В 1944 году завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Перевезённый в Омск крупный Запорожский моторостроительный завод имени П. И. Баранова (завод № 29) выпустил в годы войны 15 тысяч авиационных двигателей. Его трудовому коллективу семь раз вручалось переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны и десять раз присуждалось второе или третье место в соревновании. Кроме того, завод был удостоен орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, а также орденами и медалями Советского Союза было награждено 485 рабочих.
Мощности Ленинградского танкового завода им. К. Е. Ворошилова (завод № 174), паровозовагоноремонтного завода им. Октябрьской революции (завод № 173) из Ворошиловграда, а также части Конотопского паровозоремонтного завода и Брянского паровозостроительного завода влились в Омский паровозовагоноремонтный завод. К ним в 1942 году в Омск присоединилась партия рабочих Сталинградского танкового завода. С 1941 по 1945 год на объединённом производстве собрали более 6 900 современных машин – Т-34. Кроме этого, более миллиона корпусов снарядов и около 300 тысяч корпусов снарядов для реактивных миномётов «катюша», а также около 2 тысяч танковых башен для заводов Нижнего Тагила и Челябинска. Также мастерами завода были собраны два бронепоезда – «Победа» и «За Родину». В 1945 году завод № 174 им. Ворошилова был награждён орденом Отечественной войны I степени.
Сибзавод имени Борцов Революции, в котором трудились на своём оборудовании коллективы харьковского «Поршня» и одесского «Красного профинтерна», освоил выпуск боеприпасов – корпусов мин, противотанковых снарядов, а также мин для знаменитых установок «катюша». Также здесь изготовляли запчасти для тракторов-тягачей. В октябре 1944 года завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Эвакуированный из Ленинграда телеграфный завод им. Н. Г. Козицкого (завод № 210) с февраля 1942 года обеспечивал поставки радиостанций для танков. А завод «Электроточприбор» (№ 634) был практически единственным в СССР производителем малогабаритных и переносных электроизмерительных приборов и электрических аппаратов для морских мин. Здесь же было освоено производство гидролокаторов, шумопеленгаторов и аппаратуры для маяков.
Омская суконная фабрика дала Красной Армии до 40 % от всего объёма выпускаемых валенок – универсальной обуви на любую погоду. Также тут производили обмундирование и верхнюю одежду.
Огромное значение приобрёл и Омский железнодорожный узел, через который проходили товары из Сибири в европейскую часть страны и обратно. С 1941 по 1945 год его пропускная способность выросла в разы.
Вклад омичей в Великую Победу не ограничивался трудовыми подвигами. Бесстрашные сибиряки с оружием в руках встречали врага, пришедшего на советскую землю. Уже к вечеру 22 июня в районные военкоматы было подано 1 270 заявлений от добровольцев. Всего же в области было сформировано 18 воинских подразделений. За годы войны отсюда на фронт ушли 287 тысяч человек, 144 тысячи пали в боях с фашистами. Высокого звания Героя Советского Союза удостоились 136 человек, среди них 60 уроженцев Омска. В том числе генерал-лейтенант Дмитрий Карбышев, принявший мучительную смерть от рук немцев и ставший символом мужества советского воина.
Ушедших на фронт мужчин у заводских и фабричных станков заменили женщины и подростки. Широкое распространение получили движения многостаночников, стахановцев, а также комсомольско-трудовые и «фронтовые» бригады, трудившиеся под девизом «В труде, как в бою». К концу 1942 года в Омске работало 417 комсомольско-молодёжных бригад, а к концу войны их насчитывалось 2 718. После окончания 11–14-часовых рабочих смен горожане шли на станцию разгружать эшелоны, помогали переводить и устанавливать станки, строить корпуса будущих цехов, а также ухаживали за ранеными в госпиталях.
Помимо этого, жители Омской области сдали в Фонд обороны страны огромные по тем временам 254,2 миллиона рублей, а также золото, серебро и платину. На эти средства были построены четыре паровоза, семь бронепоездов, три поезда-бани из 33 вагонов, пять дивизионных артиллерийских мастерских, шесть мастерских для танковых частей, две авиаэскадрильи и восемь танковых колонн. А самый известный омский танк «Малютка» был создан на деньги, собранные детьми. В архивных документах сохранилась запись о шестилетней девочке Аде Занегиной, которая пожертвовала на создание военной техники деньги, вырученные от продажи её любимой куклы.
Также жители города собрали и отправили на фронт более 30 тонн продовольствия. Только в блокадный Ленинград было выслано 82 вагона со сливочным маслом и другими продуктами.
Материал подготовлен при поддержке Российского военно‑исторического общества