Загрузка..

Астрахань

В годы Великой Отечественной войны Астрахань, которая находится на стыке водных и железнодорожных путей, устояла перед натиском фашистов, дошедших до Калмыкии и захвативших Элисту. Самый южный из волжских городов отстояли ценой неимоверных усилий и массового героизма бойцов 28-й армии, остановивших врага в калмыцких степях в августе 1942 года. 

Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина 15 ноября 2022 года городу Астрахани присвоено почётное звание «Город трудовой доблести».

Непокорённый город

Жители Астрахани поклялись не жалеть сил для окончательной победы Красной Армии над гитлеровской Германией, обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции. Промышленные, сельскохозяйственные, рыболовецкие предприятия и артели работали днём и ночью. На городских верфях выпускали авиабомбы, мины и гранаты, а на судостроительных заводах изготовляли подводные лодки, бронированные катера и снаряды, и даже в медицинском институте делали горючие смеси.

В годы войны через Астрахань проходил важнейший трафик нефти и нефтепродуктов, а также других важных грузов. По объёму перевозок здешние порты не уступали крупнейшим портам СССР. Несмотря на исключительно тяжёлую обстановку, волжский флот перевёз для фронта и тыла в 1942 году на участке Астрахань – Сталинград 3,8 миллиона тонн нефти и нефтепродуктов, сотни тысяч тонн хлеба, соли, угля, хлопка, доставляемых с Кавказа и из Средней Азии, бесперебойно шла перекачка нефти и перегрузка других важных грузов с морских судов, шедших с Каспия, на речные, направлявшиеся вверх по Волге вглубь страны.

С целью обеспечения безопасности судоходства на участке рейда Астрахани в августе 1942 года была создана военизированная флотилия. Охрану Волги обеспечивал отряд бронекатеров и тральщиков Астраханской военно-морской базы Каспийской военной флотилии. С воздуха астраханский оборонительный обвод прикрывала 289-я штурмовая авиационная дивизия в тесном взаимодействии с истребительной авиацией Астраханского дивизионного района ПВО.

© РИА Новости / С. Кулишов

Кроме того, астраханцы выращивали и поставляли на фронт собственную сельскохозяйственную продукцию, хлеб, овощи, а также широкий ассортимент рыбы и изделий из неё, что спасало от голода сотни тысяч граждан СССР.

Исключительно важной задачей, стоящей перед местными жителями, было размещение и налаживание работы заводов, эвакуированных из Белоруссии, с Украины и из Крыма. Так, на овчинно-шубном заводе, вывезенном из Гомеля, уже к концу 1941 года было налажено пошивочное производство. В короткие сроки заработали цеха и Перекопского химического завода.

В первые же месяцы войны большинство мужчин ушли защищать Отчизну. Всего 154 тысячи астраханцев участвовали в этой войне, половина из них не вернулась. На 1 января 1942 года, например, на рыбоконсервном комбинате в общей численности рабочих специалистов женщины составляли 75 % против 44 % в 1940 году. Большинство из них выполняли нормы на 120–150 %.

Свой вклад в общее дело внесли и астраханские женщины-железнодорожницы, которые в 1941–1942 годах в тяжелейших условиях практически без инструментов смогли построить и ввести в строй важнейшие отрезки Владимировка – Сталинград и Кизляр – Астрахань. А в 1943 году возвели временный железнодорожный мост через Волгу.

Астрахань стала также крупнейшим госпиталем Сталинградского фронта. В лучших зданиях города – школах, музеях и институтах – было обустроено более 80 госпиталей, в которых за ранеными красноармейцами бережно ухаживали врачи, медсёстры и местные жители, массово сдававшие свою кровь для медицинских целей. Тысячи солдат и офицеров, благодаря их усилиям, снова вернулись в строй.

С 1941 по 1945 год более 20 предприятий Астрахани были удостоены государственных наград и переходящего Красного знамени Государственного комитета обороны, а почти 21,5 тысячи астраханцев получили медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

© РИА Новости / С. Кулишов 

Материал подготовлен при поддержке Российского военно‑исторического общества

Поделиться:
Города трудовой доблести