Загрузка..

Ижевск

В годы Великой Отечественной войны Ижевск был практически единственным городом страны, в котором выпускалось стрелковое оружие (в том числе для авиации), а также высококачественная сталь для производства танков, самолётов, орудий, пулемётов, винтовок и других видов оружия.

Почётное звание «Город трудовой доблести» было присвоено Ижевску Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2020 года, а 9 декабря 2022 года в городском сквере Победы была возведена стела «Ижевск – город трудовой доблести».

Арсенал Красной Армии

Столица Удмуртской республики город Ижевск, основанный в 1760 году, к началу Великой Отечественной войны являлся крупным промышленным центром Урала и всего СССР. Ещё в XIX веке здесь был создан один из крупнейших оружейных заводов – Ижевский, который в 1939 году был разделён на Ижмашзавод и Ижстальзавод. Тут же действовали Мотозавод (с 1933 года) и Механический завод (с 1942 года).

С началом войны в Ижевск были эвакуированы предприятия из западной части страны, многие из которых также работали на военную промышленность. Заводы прибывали вместе с рабочими и их семьями. Ижевск принимал и детей из Белорусской и Украинской ССР, оставшихся без родителей. Здесь им давали приют, устраивали в школы, учили различным профессиям. Каждому находилось место в небольшом городе. К концу 1941 года в Удмуртию перенесли 65 предприятий и организаций, большинство из них сливались с действующими фабриками и заводами.

В 1942 году в Ижевск был перемещён Тульский оружейный завод и много других производств, которые в ходе войны дали Красной Армии 12 467 529 стволов стрелкового оружия, в том числе 11 145 547 винтовок и карабинов, 961 500 пистолетов, 131 866 авиапулемётов, 131 311 противотанковых ружей и 82 250 станковых пулемётов. В результате рабочие Ижевска изготовили за четыре года столько же оружия, сколько вся промышленность США, и в два раза больше, чем заводы нацистской Германии. За сутки местные заводы вооружали одну стрелковую дивизию и одну авиационную!

Ижевск – это единственный в СССР город, в котором выпускали все виды стрелкового оружия. Ещё до знаменитого автомата Калашникова в Ижевске на Мотозаводе освоили выпуск другого легендарного оружия – пулемёта «максим», который использовали пехота, моряки и бойцы ПВО. Ижевские рабочие улучшили его: к шестилитровому кожуху охлаждения приделали «финскую горловину», чтобы заполнять его не только водой, но даже снегом или льдом. Они также первыми в стране стали делать внутреннее хромирование стволов. За военный период на заводе было создано более 82 тысяч таких пулемётов. 90 % всех фронтовых максимов – из Ижевска.

А на местном механическом заводе производили противотанковые ружья Дегтярёва и Симонова, пистолеты систем Нагана и Токарева, а также осветительные пистолеты (около 180 тысяч) и множество других видов военной техники. С октября 1944 года на заводе были введены в эксплуатацию новые цеха по выпуску продукции, предназначенной для восстановления народного хозяйства.

На Ижстальзаводе производили элементы снарядов для реактивных миномётов «катюша», наводивших ужас на гитлеровских захватчиков, а также пружины для автоматов и противотанковых ружей, броню для пулемётов, корпуса морских мин, коленчатые валы для самолётов-истребителей. А ижевские сталевары обеспечивали металлом более сотни заводов Советского Союза.

Многие мужчины Ижевска и области ушли добровольцами на фронт, и на их места у станков встали женщины, старики и подростки – вчерашние выпускники промышленных учебных заведений, которые работали по-взрослому, 12–14 часов в сутки. В ряды рабочих вливались восстановившиеся от ран бойцы-красноармейцы и инвалиды. Несмотря на трудности, все участки производств работали бесперебойно, зачастую рабочие перевыполняли план, приближая своим трудом Великую Победу. Каждый седьмой рабочий был младше 18 лет.

© РИА Новости / Я. Халип

Специалистам того времени удалось наладить бесперебойную поставку продукции ижевских заводов в европейскую часть страны, где шли ожесточённые бои. Так, партия вооружения, изготовленная в Ижевске, прибывала в Москву уже через 15–17 часов, что является совершенно современным показателем. Сравните: даже сегодня пассажирский состав этот маршрут проходит за 17–19 часов. Это стало возможно благодаря железнодорожной ветке Ижевск–Балезино, которая была построена в период с 1941 по 1943 год, несмотря на все сложности и лишения военного времени, а также 50-градусные морозы Удмуртии.

Но Ижевск давал Родине не только оружие и сталь. В городе были размещены предприятия лёгкой промышленности, выпускавшие тёплую одежду (шубы, шапки, варежки, валенки), а также обмундирование и нательное бельё. Удмуртский город разместил у себя и учебные заведения. Например, в Ижевск на время войны был эвакуирован Бауманский институт, студенты которого не только учились, но и работали и даже преподавали на городских производствах.

Привозили сюда за сотни километров от фронта и красноармейцев, чтобы они подлечились и поправили здоровье. Порой городские больницы не справлялись с большим количеством раненых, и около 20 госпиталей было развёрнуто в школах и санаториях. А трудились в них светила отечественной медицины – хирург Анастасий Лапчинский, которому после войны было присвоено звание заслуженного врача Удмуртской АССР, профессора хирургии Сергей Флёров и Николай Рупасов и другие. Неудивительно, что почти две трети раненых, лечившихся в Ижевске, были возвращены в действующую армию.

Материал подготовлен при поддержке Российского военно‑исторического общества

Поделиться:
Города трудовой доблести