Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2020 года было Уфе присвоено почётное звание «Город трудовой доблести». 3 ноября 2022 года недалеко от монумента Дружбы при въезде в город была открыта стела «Уфа – город трудовой доблести».
Второй Баку
Такое название Уфа получила в военные годы благодаря своему выгодному географическому расположению, а также наличию железнодорожных путей и нефтяной промышленности, в то время как южные нефтепромыслы Грозного и Баку находились под угрозой захвата фашистами. Поэтому неудивительно, что на уральские залежи нефти было обращено особое внимание руководства СССР. Этим же был обусловлен и перенос в столицу Башкирии Наркомата нефтяной промышленности СССР. Прибывшим из Баку специалистам по нефтеразведке удалось за годы войны выявить на территории республики более 20 новых залежей нефти.
Важнейшую роль в снабжении фронта топливом сыграл Уфимский нефтеперерабатывающий завод, переработавший в дефицитное топливо 4,6 миллиона тонн нефти в период с 1941 по 1945 год. С началом войны нефтяники Уфы и Ишимбая приняли оборудование Северо-Кавказских НПЗ и значительно увеличили свои мощности. Уфимский завод в то время специализировался по производству авиационного и автомобильного бензина. С 1941 по 1945 год он переработал 4,6 тонны нефтяного сырья и дал фронту более миллиона тонн горючего.
Непрерывный рост производства стал возможен благодаря трудовым подвигам заводчан, среди которых широкое распространение получили стахановцы, рационализаторы, многостаночники, ежедневно перевыполнявшие взятые на себя обязательства. Уже во втором полугодии 1941 года удалось увеличить количество переработанной нефти на 22 процента, произведённого бензина – на 37,5 процента, а авиационного топлива – на 80 процентов. Башкирская нефть трудно подвергалась переработке из-за её высокосернистости, и под угрозой находился весь нефтепромысел региона. Но оригинальное решение было найдено инженерами Уфимского НПЗ, которые придумали, как обессоливать нефть с помощью кислого гудрона, что значительно повысило выпуск топлива и горюче-смазочных материалов и сыграло важную роль в победе Красной Армии в Сталинградской битве. К середине 1942 года Уфимский НПЗ числился в числе лучших предприятий Наркомата нефтяной промышленности.
Исходя из требований времени, на базе эвакуированного из Москвы нефтяного института им. И. М. Губкина был создан отдельный Уфимский нефтяной институт, учёные и профессора которого провели множество успешных исследований, связанных с нефтедобычей и нефтепереработкой. Кроме того, в годы Великой Отечественной войны в Башкирии работали Академия наук УССР и 18 научных институтов, приехавшие со своими сотрудниками.
Ещё одним крупным предприятием города был Уфимский моторостроительный завод, до начала войны ставший одним из мировых лидеров среди производителей двигателей для военной авиации. Запущенный за 10 лет до начала войны как производитель моторов для сельхозкомбайнов завод стал в 1940 году дублёром Рыбинского завода по производству авиационных моторов М-105, а 1941 году принял у себя коллег из Рыбинска, а также три моторостроительных завода из Ленинграда и Москвы. Присоединились к ним и проектное бюро ЦИАМ (Москва) и КБ Добрынина (Воронеж) вместе с их рабочими коллективами. Население Уфы тогда резко выросло почти на 50 тысяч человек. И каждому подобрали жильё, назначили довольствие. За всё время войны завод выпустил более 97 тысяч моторов для истребителей и бомбардировщиков Як, ЛаГГ и Пе. На каждом третьем советском боевом самолёте стоял уфимский мотор, включая самые скоростные для того времени поршневые двигатели ВК-107А конструкции Владимира Климова.
Трудовой коллектив завода в период с 1942 по 1945 год 23 раза получил переходящее Красной знамя Государственного комитета обороны, которое после окончания войны было оставлено на производстве навечно. В 1945 году завод был награждён орденом Красного Знамени, директору завода Василию Баландину и главному инженеру Петру Лаврентьеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Уфимский паровозоремонтный завод в годы войны расположил на своей территории оборудование и рабочих Гомельского, Запорожского, Станиславского и Изюмского паровозоремонтных заводов. Получившийся объединённый завод в военные годы ремонтировали локомотивы марки «ФД», которые массово использовались для транспортировки эвакуированных заводов и предприятий. Завод стал единственным предприятием СССР от Москвы до Красноярска, производившим ремонт этого типа локомотивов. Несколько цехов были отданы под производство боеприпасов – корпусов 122-мм гаубичных мин и снарядов, полевых кухонь, оборудования для санитарных поездов и газогенераторных установок. Всего за период войны коллектив Уфимского ПРЗ отремонтировал 1 268 паровозов, а в период с 1942 по 1943 год изготовил четыре бронепоезда: «Александр Невский», «Полководец Суворов», «Салават Юлаев» и «Уфа».
В октябре 1941 года в город был эвакуирован также исполнительный комитет Коммунистического интернационала (Коминтерна), пробывший в Уфе до мая 1943 года. Городскую прописку получили итальянский коммунист Пальмиро Тольятти, будущие лидеры Болгарии, Чехии и ГДР Георгий Димитров, Клемент Готвальд, Вильгельм Пик, испанская революционерка Долорес Ибаррури, руководитель французской коммунистической партии Морис Торез и другие. Члены Коминтерна читали лекции в Кушнаренковской диверсионной школе, вели ежедневные агитационные передачи по радио, которые можно было слушать практически по всей оккупированной фашистами Европе.
Кроме того, на территории Уфы в период войны было развёрнуто 36 эвакогоспиталей, под которые были отданы лучшие здания города – институты, школы, дома культуры. Медработников для них готовили Уфимский государственный медицинский институт и эвакуированный в Уфу Первый Московский медицинский институт имени И. М. Сеченова, а также медицинские училища и постоянно действующие курсы медсестёр. Находясь в глубоком тылу, госпитали Уфы принимали тяжелораненых красноармейцев, оперировать которых в условиях нехватки медикаментов приходилось без общего наркоза и анестезии. Лечили солдат и рядовые врачи, и медицинские светила. К примеру, в одном из госпиталей Уфы работал всемирно известный академик Николай Семашко. Ухаживать за ранеными помогали горожане, которые приходили в госпитали после напряжённых рабочих смен, помогали менять повязки, устраивали концерты самодеятельности, приносили домашнюю еду, массово сдавали кровь. Только в ноябре 1941 года в госпитали Уфы поступило 3,5 тонны мяса, бесчисленное количество овощей, мёда и домашнего печенья.
Несмотря на сложности военного времени и скудный заработок, трудящиеся Уфы собрали 3,3 миллиона рублей, на которые были построены эскадрильи «Башкирский истребитель», «Нефтяник Башкирии» и танковые колонны «Связист Башкирии», «Пионер Башкирии».
Материал подготовлен при поддержке Российского военно‑исторического общества
Материалы находятся в разработке