20 мая 2021 года Указом Президента Российской Федерации Магадану было присвоено почётное звание «гГорода трудовой доблести». 25 сентября 2022 года в Магадане открыта памятная стела трудовой доблести.
Рудники Колымы для ленд-лиза
Более половины (55,5 %, или 360,2 тонны, всего золота СССР), а также свыше 14 тысяч тонн оловянного концентрата и 280 тонн трёхокиси вольфрама было добыто на месторождениях Колымы в годы войны. Таким образом, магаданское золото являлось важнейшим стратегическим ресурсом, которым СССР расплачивался с союзниками за поставки по ленд-лизу.
С 22 июня по 1 августа 1941 года на Дальстрое было объявлено развёрнутое социалистическое соревнование. Для лучших приисков, рудников, обогатительных фабрик, горнопромышленных управлений и лагерных пунктов учредили соответствующие вознаграждения. Одновременно ужесточились требования к соблюдению трудовой дисциплины.
К концу сентября 1941 года первые семь золотодобывающих приисков Дальстроя выполнили годовые задания, и в первом военном году Дальстрой дал стране 75,8 тонн золота в пересчёте на химически чистый металл. В 1943 году среднесписочная численность работников, занятых на золотодобыче в тресте, составила 69,2 тысячи человек (как вольнонаёмных, так и заключённых). Даже при меньшем количестве работников здесь стабильно добывали больше металла, чем все тресты Главзолота. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1945 года Дальстрой был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
С первых дней Великой Отечественной войны магаданцы начали готовиться к обороне на случай нападения союзницы Германии – милитаристской Японии. В прибрежных районах Ольского побережья возводились укрепления и объекты береговой обороны, доты, дзоты, а возле заградительных сооружений были установлены орудия.
Из-за японских военных кораблей, которые мешали доставке в область оборудования и продовольствия, фабрики и артели Магадана самостоятельно обеспечивали горнорабочих одеждой и продовольствием, тут же ремонтировалось оборудование для шахт и приисков. Кроме того, в городе изготовлялась и различная оборонная продукция. Жители города трудились, не жалея сил и несмотря на нехватку техники и оборудования. К станкам встали женщины, дети и старики.
На нужды фронта работал Магаданский авторемонтный завод, трудовой коллектив которого увеличил выпуск горнодобывающего оборудования, а также автомобильного и морского транспорта. Рабочие трудились без выходных, давая десятки и сотни процентов свыше плана. Все показатели заносились в специальную книгу «Счёт мести». На круглосуточную работу перешёл и Марчеканский завод, труженики которого в военные годы изготовили 550 единиц экскаваторных и других ковшей, сотни электроприборов и газогенераторных установок, а также компрессоры дробилки, электросвёрла и прочее оборудование для Дальстроя.
Работал на оборону также Нагаевский морской порт, принимавший и отправлявший грузы на «Большую землю», несмотря на провокации со стороны японских военных кораблей.
Осенью 1941 года была организована работа стекольной мастерской – единственной в регионе. Здесь производились лампочки, автомобильные фары, посуда, дефицитное листовое стекло для теплиц и прочие изделия. Первая плавка была выдана уже в феврале 1942 года. Магаданский промкомбинат изготовлял капоты и отеплители для автомашин, вентиляционные трубы, палатки, полевые сумки, а также спецодежду. В военные годы трудовой коллектив комбината освоил выпуск продукции из вторсырья. Так, из старых автомобильных капотов и крыльев штамповались лотки, из консервных банок извлекали олово, а из хлопчатобумажного утиля делали рабочую одежду, вату, телогрейки и одеяла, а также обувь. Кожевенный завод обрабатывал шкуры животных, а из отходов давал высококачественный столярный клей, мыло, щётки.
Рабочие и служащие Дальстроя в период войны внесли в Фонд обороны страны около 500 миллионов рублей, из них магаданцы – свыше 15 миллионов. На эти средства были построены десятки танков, самолётов, катеров и подводных лодок. Среди архивных данных есть информация о магаданской семье Бойко, которая обратилась лично к Верховному Главнокомандующему Иосифу Сталину за разрешением приобрести танк на собственные сбережения в размере 50 тысяч рублей. Разрешение было получено, и после прохождения обучения в Челябинском танковом училище Иван Бойко стал механиком новой боевой машины, получившей название «Колыма», а его супруга Александра – её командиром. Семейный экипаж прошёл славный боевой путь до Праги, танк был выведен из строя, а экипаж получил ранения. Несмотря на это, супруги Бойко вернулись в родной Магадан после окончания войны героями – Александра была награждена орденом Отечественной войны I степени, а Иван – орденом Боевого Красного Знамени. Их примеру последовали и другие жители города. Подобные разрешения получили 70 магаданцев, которые храбро бились с фашистами на своих стальных машинах.
В общей сложности на средства магаданцев были построены самолёты «Комсомолец Дальстроя», «Колхозник Колымы», «Связист-дальстроевец», эскадрилья «Боец-дальстроевец», эскадрилья санитарных самолётов, звенья бомбардировщиков «Дальстроевец», танки имени Дальневосточного комсомола, танковые колонны «Феликс Дзержинский», «Автотранспортник Колымы», «Горняк», «Юный пионер», торпедный катер «Моряк Дальстроя».
На фронт шли посылки с тёплыми вещами и провизией. Так, в августе 1942 года магаданцы вместе с другими колымчанами собрали для фронта целый эшелон с продовольствием: более 100 тонн различной рыбы, вагон сахара, вагон мыла, вагон мясных копчёностей и другой провиант.
Через Магадан пролегала секретная воздушная трасса Аляска – Сибирь, по которой в СССР перегонялись американские военные самолёты. В годы войны по трассе было перегнано около восьми тысяч самолётов. В аэропорту Магадана лётчики, перегонявшие крылатые машины, могли отдохнуть, произвести техобслуживание воздушных судов.
Городские авиамастерские не только ремонтировали самолёты, но и собирали новые машины из двух-трех повреждённых. За период войны магаданские авиаторы перевезли более 19,5 тысячи пассажиров, доставили горнякам 5,68 тонны грузов. Общий тоннаж перевозок составил 8 370 тонн. Трудовой героизм лётчиков, техников и авиационных специалистов Магадана в победном 1945 году был отмечен высокими государственными наградами.
В 1942 году в Магадане была сформирована Вторая отдельная стрелковая бригада. В её состав вошли четыре батальона, один дивизион роты связи и разведрота. Ротой связистов командовал директор вечерней школы № 1 города Магадана Сергей Трубченко. Эту бригаду пополнили более 40 выпускников из его школы, а также 15 выпускников Ольской школы, ученики Тауйска и Армани. Бригада была направлена на Северный Сахалин, а в 1945 году освобождала Южный Сахалин и Курилы от японских войск.
Немало героев дал стране Магадан. Благодарные ленинградцы помнят и чтят подвиг Ивана Скудрина, который в боях под Ленинградом в январе 1944 года повторил подвиг Александра Матросова, закрыв своим телом вражеский пулемёт. Бесстрашный воин получил звание Героя Советского Союза посмертно, а его окровавленный партбилет хранится в Музее блокады Ленинграда. Всего за годы войны 12 магаданцев были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
Материал подготовлен при поддержке Российского военно‑исторического общества