10 сентября 2021 года Президент России подписал Указ о присвоении Сызрани почётного звания «Город трудовой доблести». 2 сентября 2023 года, в день 340-летия Сызрани была торжественно открыта стела «Сызрань – город трудовой доблести».
Большая помощь маленького города
Став объектом стратегического военного значения, Сызрань во время войны увеличила промышленный потенциал в пять раз. Этому поспособствовали выгодное географическое положение города, наличие здесь крупного транспортного узла с железнодорожным мостом через Волгу, большое количество военных баз, заводов оборонного характера, нефтепромыслов и нефтепереработки.
После объявления города Куйбышева запасной столицей туда были эвакуированы многие правительственные учреждения. Однако не все они разместились в областном центре, и часть из них расположилась в Сызрани. В их числе Торговый банк СССР, Наркоматы лёгкой промышленности и электростанций, управление «Главсланец», трест «Центроэнергострой», «Волгоэлектросетьпроект», Центральный совет «Осоавиахима», контора материально-технического снабжения Наркомата авиационной промышленности СССР, аппарат НКВД СССР и другие.
В июле – августе 1941 года в Сызрань из Калужской области приехали 38 эшелонов со станками и почти три тысячи рабочих с семьями Людиновского локомотивного завода (часть оборудования была отправлена в города Куса Челябинской области и Балаково Саратовской области). На базе привезённого оборудования был создан Сызранский локомобильный завод (сегодня предприятие носит название «Тяжмаш»). Это положило начало развитию здесь тяжёлого машиностроения. Несмотря на непогоду, морозы, нехватку рабочих рук и профессиональных строителей, завод был запущен уже в ноябре, а в начале декабря выдал первую партию боеприпасов для фронта – 35 тысяч морских мин. Через год производство боеприпасов выросло более чем в три раза. В 1942 году в строй были введены шесть цехов, смонтирован 700-тонный пресс и электростанция. Кроме того, завод начал выпускать снаряды М-30 для реактивных миномётов.
Не прекращал завод и выпуск локомобилей, которые поставлялись в освобождённые от фашистов регионы страны. С 1943 года завод выпускал паровые машины. За военные годы Сызранский локомобильный завод изготовил оборонных изделий для Красной Армии на сумму свыше 87,7 миллиона рублей и 727 локомобилей для хозяйства страны. В первом квартале 1945 года завод перевыполнил план по строительству локомобилей вдвое. Заводскими умельцами-рационализаторами было внесено около 350 предложений, которые позволили сэкономить стране более полумиллиона рублей. Коллективу завода в декабре 1942 года было впервые присуждено переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны. За военные годы трудовой коллектив десятки раз завоёвывал переходящее Красное знамя, которое в итоге было передано заводу навечно. В 1945 году завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени, а его директор Павел Аброскин – орденом Ленина.
Ведущим поставщиком боеприпасов для Красной Армии в годы войны стал Сызранский арсенал (военная база № 22) в посёлке Сердовино на окраине Сызрани, который ещё в конце 1920-х годов располагал собственными производственными линиями. По рассекреченным архивным данным, из арсенала на фронты было поставлено более 41 миллиона единиц артиллерийских снарядов различных калибров, включая реактивные заряды для знаменитых «катюш». Только в первый год войны выпуск снарядов для реактивных систем здесь увеличился в 28 раз, а к 1943 году грузооборот продукции достиг 68 480 вагонов. К 1945 году сызранская база снабжала боеприпасами артиллерию Украинских, Прибалтийских, Ленинградского и Волховского фронтов. За самоотверженный труд коллективу базы в начале 1942 года вручено переходящее Красное знамя Главного артиллерийского управления. Решением Президиума Верховного Совета СССР от 17 августа 1943 года военная база № 22 была награждена орденом Трудового Красного Знамени. Дважды в 1943 году были получены благодарственные телеграммы Верховного Главнокомандующего. В 1944 году арсеналу, как важнейшей воинской части Красной Армии, было вручено боевое Красное знамя.
Помимо мин и снарядов Сызрань давала фронту и топливо. В рекордные сроки, всего за 10 месяцев, был построен и введён в эксплуатацию Сызранский нефтеперерабатывающий завод, созданный на базе эвакуированных Херсонского и Одесского НПЗ. Суровой зимой 1941–1942 годов практически вручную горожане и заводские рабочие, а также курсанты Московской авиационной школы проложили 15-километровый нефтепровод от скважины до завода. В основном же на строительстве работали женщины, подростки, старики и даже раненые.
В феврале 1942 года началась подготовка будущих операторов, помощников кочегаров и насосчиков, многим из которых было по 14–15 лет. Благодаря трудовому подвигу горожан уже 22 июля 1942 года цистерны с сызранским топливом отправились на фронт по оперативно проложенной железнодорожной ветке, что сыграло важную роль в победе Красной Армии в Сталинградской битве – переломной для всей Великой Отечественной войны.
Сызранский нефтепромысел ежесуточно давал горючее для заправки тысячи танков, а также обеспечил бесперебойные поставки мазута. Среднемесячная выработка бензина в 1942 году составляла 3 672 тонны, в 1942 году после ввода шестикубовой батареи – 7 444 тонны. В 1943 году этот показатель составлял 8 174 тонны, а в победном 1945 году – уже 9 266 тонн. Всего с момента запуска в промышленную эксплуатацию в июле 1942 года СНПЗ переработал ко дню Победы 965 тысяч тонн сырья! За сверхплановую выработку бензина для нужд фронта в 1943 году коллективу завода вручили переходящее Красное знамя ГКО.
Завод «Сызраньсельмаш», выпускавший до войны пиломатериалы, смолу, скипидар, уголь, изготавливал оконные и парниковые рамы, стройматериалы и мебель, с 1941 года перешёл на выпуск авиационного вооружения и деталей к самолётам, а также боеприпасов. В ноябре 1941 года на базу завода было эвакуировано оборудование авиационного завода из Днепропетровска, а также трёх авиазаводов из Москвы. Новое производство получило название «Завод № 481 Наркомата авиационной промышленности» и сосредоточилось на выпуске запчастей, комплектующих узлов и агрегатов, двигателей и вооружения для самолётов Ил-2, Пе-2, Як-7, ЛаГГ-3 и других производимых в Куйбышеве. С 1944 года завод переключился на выпуск сельхозтехники. С завода № 481 в городе начало распространятся движение тысячников (работников, перевыполнявших план на тысячу процентов). Так, слесарь Кобзарь в новогоднюю вахту выполнил план на 900 процентов, в октябре 1943 года разметчик Альтшуллер, усовершенствовав приспособления, выполнял нормы до 1,2 тысячи процентов, а фронтовая бригада Муравьёва 28 октября дала восемь норм, при этом сам бригадир в тот день выработал 1 623 процентов! За образцовое выполнение заданий правительства по производству авиационного оборудования более 1,8 тысячи человеа были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», шестеро – орденом Красной Звезды, 11 – орденом «Знак Почёта». Ещё семь работников были отмечены медалью «За трудовое отличие», а девять – медалью «За трудовую доблесть».
Силами сызранских железнодорожников в рекордные сроки была построена линия Свияжск – Ульяновск – Сызрань – Сталинград. В 1942 году по Волжской рокаде уже шли поезда с грузами для Сталинградского фронта. В 1944 году Сызранское отделение железной дороги им. В. В. Куйбышева занимало одно из ведущих мест в стране по количеству поездов, погрузке, выгрузке и отправлению грузов фронту и народному хозяйству. К 1 декабря 1941 года железнодорожники провели 5 585 тяжеловесных поездов. Для экономии бригады разработали ступенчатую маршрутизацию, превратив сборные поезда в маршруты дальнего следования. Метод позволял экономить 13 тысяч вагонов на каждой тысяче километров. Кроме того, была внедрена практика «кольцевой езды», когда состав вела не одна бригада, а посменно две. В таком же режиме работали и ремонтные рабочие.
В первые дни войны коллектив вагоноремонтного пункта станции Сызрань-1 стал инициатором движения пятисотников. К середине августа 1941 года здесь уже было 18 пятисотников. Постоянно перевыполнял план вагоноремонтный пункт. 24 июня 1941 года исполнение суточного задания превышалось здесь на 187 процентов, а 25 июня большинство работников достигли 200 процентов. И в таком темпе вагоноремонтники трудились до самого конца войны. Трудовой подвиг железнодорожников высоко оценило руководство страны, двое работников были отмечены орденом Ленина, а шестеро – орденом «Знак Почёта».
Одним из основных предприятий военных лет стал Сызранский завод пищевых концентратов – единственный в Куйбышевской области. В 1941 году часть цехов законсервировали и на их месте открыли цех по производству крупяных концентратов. Учитывая прибытие в город большого количества эвакуированных рабочих и их семей, городской хлебокомбинат в 1941 году увеличил выпечку хлеба до 50–60 тонн в сутки.
За доблестный труд в годы войны государственных наград были удостоены более 17 тысяч сызранцев.
Многие трудовые коллективы города с началом войны стали ежемесячно отчислять свой дневной заработок в Фонд обороны страны. Только за первые три месяца Великой Отечественной от сызранцев поступило более 150 тысяч рублей наличными и более 430 тысяч облигациями.
В июне 1941 года всего за первые несколько дней войны 16 тысяч горожан написали заявления о направлении их в Красную Армию. В июле 1941 года в городе начали формироваться отряды народного ополчения, в декабре был создан штаб местной противовоздушной обороны. В народное ополчение тогда вступили свыше 3,5 тысячи человек. Всего с 1941 по 1945 год на фронтах Великой Отечественной сражались более 39 тысяч человек. 11,6 тысячи из них навечно остались на полях брани. Семеро уроженцев города за боевые подвиги были удостоены звания Героя Советского Союза.
В Сызрани располагались также 11 эвакогоспиталей, которые приняли в том числе красноармейцев, раненных в Сталинградской битве. Первый эшелон с ранеными прибыл в Сызрань уже в июле 1941 года. Всего через лечебные учреждения города за военные годы прошли около 53 тысяч советских солдат и офицеров. Высокий процент выздоравливающих достигался за счёт мастерства врачей, а также помощи горожан, которые после трудовых смен (зачастую они длились по 11–14 часов) находили в себе силы навестить раненых воинов. Во время войны и даже спустя годы после её окончания в Сызрань приходили письма с сердечной благодарностью местным медикам, нянечкам, санитаркам со всех концов страны.
Материал подготовлен при поддержке Российского военно‑исторического общества
Материалы находятся в разработке