Загрузка..

Киров

Ещё до войны этот город был признан удобным для развития оборонной и машиностроительной промышленности. Великая Отечественная война показала, что производственный потенциал Кирова может с успехом удовлетворять самые разнообразные потребности фронта, и подтвердила экономическую целесообразность размещения здесь крупных промышленных предприятий.

Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 2021 года Кирову присвоено почётное звание «Город трудовой доблести». 22 декабря 2023 года в сквере Трудовой славы была открыта памятная стела. 

Оружейная кузница

В старом русском городе Кирове – одном из исторических, культурных и промышленных центров страны – к концу 1930-х годов располагалось 116 крупных промышленных предприятий и проживало более 140 тысяч человек. В период с 1939 по 1940 год в городе развернулось строительство новых крупных предприятий авиационной промышленности (завод № 315) и производства боеприпасов (завод № 324).

С началом войны важнейшее значение приобрёл Кировский железнодорожный узел, через который из западных регионов страны на восток шла эвакуация людей и предприятий. Так, к 1942 году в городе находилось 54 тысячи эвакуированных граждан, и население Кирова таким образом выросло почти на треть.

В первый год войны в город прибыло свыше 70 различных заводов и фабрик, а также 25 учреждений и организаций. Для их размещения создавались новые рабочие площади. В полях и на болотах, под открытым небом рабочие возводили цеха, которые со временем становились высокотехнологичными и современными производствами.

В Киров были эвакуированы такие крупные предприятия, как заводы № 32 и 266 Наркомата авиационной промышленности СССР, № 38 Наркомата танковой промышленности СССР, № 41 Наркомата лесной промышленности СССР, № 537 Наркомата вооружения СССР, № 763 Наркомата миномётного вооружения СССР, «Красный инструментальщик» Наркомата станкостроения СССР. Многие из них влились в уже имеющиеся городские предприятия. Так, Коломенский машиностроительный завод им. В. В. Куйбышева разместился на производственных площадях Кировского машиностроительного завода им. 1 Мая, завод № 266 им. Лепсе и завод № 476 им. Дзержинского заняли территорию завода № 461 Наркомата авиационной промышленности СССР. Впоследствии они были объединены в одно предприятие, которому 5 ноября 1941 года присвоили № 266.

Всего в военные годы в Кирове появилось 22 новых предприятия, которые выпускали танки, САУ, пусковые установки для реактивных миномётов «катюша», снаряды, патроны и пулемётные ленты, корпуса гранат, насосы, запчасти для автоматов и пулемётов, авиабомбы, а также катера, аэросани, запчасти и агрегаты к самолётам. Рабочие принимали участие в социалистическом соревновании, участвовали в стахановском движении, регулярно перевыполняли нормативы, не жалея собственных сил, работая без выходных и праздников.

Внедрение различных рационализаторских предложений позволило заводу № 266 дать в 1941 году продукции на 224,241 миллиона рублей, а в 1943 году он увеличил объём выпуска на 56,4 %. Кировский шинный завод, пущенный в эксплуатацию в декабре 1943 года, уже к лету 1944-го освоил производство автопокрышек и автокамер. План I квартала завод выполнил на 101,6 %, апрельский план – на 126 % и майский – на 171,2 %.

За все военные годы кировские предприятия выпустили более четырёх тысяч танков, около двух тысяч легендарных «катюш», трёх миллионов снарядов, пяти миллионов авиабомб, 20 миллионов гранат, 200 кораблей, двух миллионов миномётов, более двух с половиной миллионов автоматов, авиационное и другое оборудование, а также 13 миллионов пар обуви и 700 тысяч полушубков.

© РИА Новости

Постоянно возрастающий объём производственных мощностей требовал большего потребления электроэнергии. Для решения этой проблемы в 1942 году в городе была запущена Кирово-Чепецкая ТЭЦ мощностью 12,5 МВт.

На работу в Киров ехали подростки и женщины из ближайших деревень и районов. Многие жили в тяжелейших бытовых условиях: бараках, землянках, недостроенных общежитиях, порой без печей и пола, скученно. Но высокий гражданский долг поднимал их на самоотверженный труд во имя Победы. Напряжённость в труде особенно возрастала, когда предприятия получали задания на освоение и выпуск новых изделий. В этих случаях рабочие и инженеры по несколько суток не выходили из цехов. Прямо у станков ложились спать, теряли счёт часам и сменам, пока на склад не поступало последнее изделие.

Неоценимый вклад в Победу внесли и вятские крестьяне. Все колхозы были мобилизованы. 15-летний Анатолий Шишкин из Михайловского колхоза Татауровского сельсовета вспахивал конным плугом в день почти по два гектара (при норме 1,3 га). А многие колхозницы серпом убирали хлеба по 1/3 гектара в день, перекрывая норму (12 соток) в два-три раза. Такие показатели давали, например, Христина и Анна Дербеневы из Красноовражеского колхоза Кугушерского сельсовета, а их ученица Христина Алексеева сжинала серпом по 2,8 сотки. На вязке снопов при норме 250 снопов женщины делали их по 500–600. А были ещё и тысячницы!

Такие примеры были в каждом из 55 районов области военных лет. Свежий урожай отправляли на фронт. И это при том что часто сами хлеборобы голодали.

Помимо трудовых подвигов доблестные жители Кирова не забыли и о раненых. Более 30 литров крови сдали горожане, чтобы спасти тысячи жизней советских бойцов. В зданиях городских школ и других учреждений были организованы 25 госпиталей. Всего по Кировской области обустроили более 100 эвакуационных госпиталей различной специализации и подчинения, в которых получили уход около 500 тысяч красноармейцев.

Практически каждое городское производство Кирова и его работники были отмечены за свой доблестный труд высокими государственными наградами, орденами, медалями, а также переходящим Красным знаменем.

Материал подготовлен при поддержке Российского военно‑исторического общества

Поделиться:
Города трудовой доблести