10 сентября 2021 года Указом Президента РФ Воркуте было присвоено почётное звание Российской Федерации «Город трудовой доблести». 26 ноября 2022 года, в День города, в сквере у Центральной площади была торжественно открыта стела, символизирующая трудовой подвиг воркутян.
Путь угля
С началом Великой Отечественной войны темпы добычи угля значительно выросли. К посёлку была подведена железная дорога, по которой в годы войны шёл уголь, согревавший жителей 35 советских городов, включая Москву и блокадный Ленинград, а также девять областей и две автономные республики. Кроме этого, воркутинский уголь поставлялся на Северный флот, железные дороги и более 50 предприятий оборонной промышленности Северо-Западного региона страны.
Благодаря мужеству и массовому трудовому героизму в сжатые сроки были запущены Вологодская ТЭЦ, Северо-Печорская железная дорога для вывоза добытого угля, заложено 29 новых шахт Печорского угольного бассейна.
Осенью 1941 года немцы оккупировали Донбасс и его богатые угольные месторождения, которые составляли до 60 % всего запаса угля в СССР. Стала невозможной добыча угля и в Подмосковье. Поэтому в сложившейся ситуации воркутинский уголь приобрёл особенное значение – он стал ценнее золота. Для его добычи в Коми было переброшено снятое с шахт Донбасса горное оборудование, организованы сельхозы, строительно-монтажные конторы, открыто ремесленное училище – первое в Заполярье учебное заведение.
Фронту требовался уголь, и шахтёры его давали, перевыполняя зачастую нормы на 150–200 % и более. Воркутинские рабочие, шахтёры и железнодорожники трудились в несколько смен в тяжелейших условиях при тотальной нехватке современных машин и агрегатов, используя в забоях ручной труд и лошадей. Уже в конце декабря 1941 года из Воркуты в Ленинград отправился первый состав с углём.
В начале Великой Отечественной войны, в 1941 году, в воркутинских шахтах было добыто 309 тысяч тонн ценного коксующего угля. В 1945-м этот показатель вырос до 2,9 миллиона тонн. Но сначала пришлось в 1942 году построить шахту № 1 «Капитальная», с первых же дней работавшую на фронт (сейчас носит название «Воркутинская»). Уголь именно с этой шахты отправлялся зимой в блокадный Ленинград.
Всего на Воркутинском угольном месторождении в 1941–1945 годах было добыто 7,769 миллиона тонн чёрного золота. В окружённый фашистами Ленинград ушло свыше 650 составов высококачественного угля (более 200 тысяч вагонов), которые спасли ленинградцев от неминуемой гибели и помогли пережить суровые блокадные зимы. В 1942–1944 годах ежемесячно в осаждённый город отгружалось около 30–40 тысяч тонн этого топлива, которое составляло 70 % всего поставленного туда угля.
Достижения воркутинских шахтёров не остались незамеченными руководством страны. В разгар Великой Отечественной войны, в ноябре 1943 года, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР трудовому посёлку Воркута был присвоен статус города республиканского подчинения. За трудовые заслуги в годы войны работники комбината «Воркутауголь» награждались орденами и медалями Советского Союза, а предприятиям комбината неоднократно присуждалось переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны.
Не менее важным ресурсом была пушнина, которой СССР расплачивайся с союзниками за предоставляемые по ленд-лизу оружие, технику, продовольствие и обмундирование. Из тёплого меха изготовлялась одежда и для красноармейцев. Ежегодно охотники из представителей местных народностей коми и ненцев добывали около 800 драгоценных шкурок песца, более тысячи лисиц и большое количество зайцев.
377 тружеников Заполярья были награждены орденами и медалями в 1941–1945 годах.
Материал подготовлен при поддержке Российского военно‑исторического общества