Судостроение и авиация
Основанный в 1932 году Комсомольск-на-Амуре изначально задумывался руководством СССР как крупный промышленный центр с приоритетом оборонных предприятий. Здесь планировалось создать комплекс заводов, обеспечивающих производство для нужд армии и флота боевой авиации, подводных и надводных кораблей, бронетехники, корабельной и береговой артиллерии, а также широкой номенклатуры боеприпасов и горюче-смазочных материалов. К лету 1941 года воплотить полностью данные планы не удалось, и значительную часть предприятий (металлургический, аккумуляторный, ремонтно-механический, нефтеперерабатывающий и сернокислотный заводы) пришлось достраивать и вводить в эксплуатацию уже в годы войны.
В 1938 году на судостроительном заводе № 199 был заложен крейсер «Каганович», однако заводы, производившие необходимые для корабля оборудование, узлы и вооружение, оказались на оккупированных нацистами территориях. Но рабочие, используя имеющиеся мощности и ресурсы, сами изготовили недостающие механизмы и детали, чтобы в 1944 году мощный крейсер был принят на вооружение ВМФ.
В августе 1941 года директор завода выпустил приказ, по которому ежемесячно рабочие и служащие отрабатывали один день в пользу Фонда обороны СССР. Во время войны на заводе изготавливались оружие и боеприпасы, рабочие освоили выпуск фугасных бомб весом 100 и 250 килограмм, а также авиационных осколочных бомб АО-10 и опорных плит для миномётов. Всего с 1941 по 1945 год завод дал советскому флоту девять боевых кораблей и два парома, а также отремонтировал 17 подводных лодок.
В 1944 году завод получил сложное задание – за год подготовить производство и построить паромные корабли (вместимость: 32 двухосных ж/д вагона общим весом тысяча тонн). И 31 июля 1945 года был сдан паром «Волга», а 30 сентября – паром «Дон». Поскольку тогда через полноводный Амур моста не было, оба судна в конце лета переправили на другой берег 400 паровозов, более 3 тысяч вагонов с грузами и основную массу десантных войск для освобождения Южного Сахалина и островов Курильской гряды.
Кроме того, на заводе был организован цех по выпуску не менее важных и дефицитных товаров народного потребления. Свыше 42 тысяч кроватей, кастрюль, вёдер, лопат и других бытовых мелочей изготовили местные рабочие.
Кроме того, инженеры, служащие и рабочие собрали 12 миллионов рублей, на которые были сформированы танковая колонна и звено бомбардировщиков «Хабаровский комсомол». Они же отправили защитникам Родины 20 тысяч тёплых вещей, белья и 12 тысяч индивидуальных посылок.
За свои трудовые подвиги судостроительный завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени, а 398 рабочих, инженерно-технических работников и служащих завода были отмечены орденами и медалями.
С началом войны был модернизирован для выполнения боевых задач и авиационный завод № 126, который уже в июле 1941 года давал фронту по два-три самолёта в сутки. Это были легендарные дальние бомбардировщики Ил-4. Всего их было выпущено в военные годы 2 775. Только в самом тяжёлом и трудном 1942 году завод изготовил 695 машин! Таких темпов удалось добиться за счёт ударного труда сотен рабочих, а также женщин и подростков, заменивших у станков ушедших на фронт мужчин.
В феврале 1943 года рабочие сдали на нужды фронта своих личных сбережений на два с половиной миллиона рублей. Собранные средства пошли на строительство самолётов для Красной Армии. Всего с 1941 по 1945 год Ил-4, собранные на заводе, совершили 220 тысяч боевых вылетов, сбросили на головы врага около миллиона бомб.
За образцовое выполнение задания по выпуску боевых самолётов Ил-4 завод был награждён орденом Ленина.
Активно шло в годы войны в Комсомольске-на-Амуре и строительство новых производств. В кратчайшие сроки были введены в эксплуатацию заводы: аккумуляторный, «Амурсталь», «Амурлитмаш», нефтеперерабатывающий.
Завод № 364 (аккумуляторный) выпустил первую продукцию уже в апреле 1942 года. Здесь делали стартёрные аккумуляторы, а также морские батареи для подводных лодок и батареи для танков. Только за первый год работы аккумуляторный завод произвёл четыре тысячи единиц своей продукции.
Запущенный в феврале 1942 года завод «Амурсталь» дал предприятиям Дальнего Востока необходимый для выпуска боеприпасов металл. Непосредственно при производстве были организованы обучающие курсы для подростков, которые работали у станков наравне со взрослыми мастерами, несмотря на 12-часовые смены и отсутствие выходных. В цехах даже сооружали специальные скамейки-приступки для молодых ударников труда.
В августе 1942 года начал давать продукцию завод «Амурлитмаш», ставший настоящим дальневосточным арсеналом страны. На нём производили танки, корабельную и береговую артиллерию, стрелковое вооружение, а также корпуса снарядов, бомб, мин, патронов. Для строительства важнейшего нефтепровода Оха – Комсомольск-на-Амуре рабочие завода научились изготовлять важнейшую деталь – муфты для труб, а также ремонтировать дорожную технику, задействованную при строительстве железнодорожной ветки Комсомольск – Советская Гавань. Кроме этого, здесь освоили выпуск американских автомобилей «Студебекер» из поставляемых США по ленд-лизу запчастей.
Ударным было строительство и крайне необходимого в военные годы нефтеперерабатывающего завода, который был введён в эксплуатацию 1 декабря 1942 года. В 1943 году ему присвоен № 409. 25 «фронтовых бригад» завода работали днём и ночью, многократно перевыполняя производственные планы. Только в первый год здесь переработали 191 тысячу тонн сахалинской нефти.
И конечно, несмотря на то что до фронта были тысячи километров, мужчины Комсомольска-на-Амуре массово обращались в военкоматы, чтобы в рядах Красной Армии освободить Отчизну от фашистских захватчиков. С 1941 по 1945 год городской центр всеобщего воинского обучения подготовил 30 тысяч бойцов, в том числе 14 тысяч лыжников. Свыше 40 тысяч комсомольчан с оружием в руках защищали Родину. Тысячи бойцов вернулись домой с орденами и медалями, а 18 человек получили высокое звание Героя Советского Союза.
Материал подготовлен при поддержке Российского военно‑исторического общества