Металлический тыл Родины
В этом отдалённом уголке страны были найдены крупные месторождения железной руды, каменного угля, торфа, известняков и алюминиевой руды – бокситов. Здесь же в 1930-е годы были созданы Синарский трубный завод и Уральский алюминиевый завод (УАЗ), производившие алюминий, необходимый для создания самолётов, а также зарядов для «катюш», двигателей для танков Т-34 и другого вооружения, которым была завоёвана Великая Победа 1945 года.
С началом Великой Отечественной войны в Каменск-Уральский были эвакуированы 26 промышленных предприятий из европейской части СССР вместе с рабочими коллективами. В полном составе в город прибывали не только заводы, но и проектные организации и научно-исследовательские институты. Всего приехало свыше 50 тысяч рабочих и членов их семей.
Уральский алюминиевый завод летом 1941 года принимал до 500 вагонов с оборудованием и рабочими в сутки. Рабочие практически с колёс и в кратчайшие сроки сортировали, ремонтировали и устанавливали оборудование. При этом трудиться приходилось под открытым небом. Уже в первый военный год УАЗ дал стране столько «крылатого металла», сколько производили его в мирное время все алюминиевые заводы страны вместе взятые.
История мировой промышленности ещё не знала такого разнообразного и масштабного строительства и таких коротких и напряжённых пусковых сроков, в которые строились новые производственные мощности на УАЗе. По выпуску валовой продукции УАЗ за годы войны вырос на 260 %, а по численности работающих – на 255 %. Вплоть до января 1943 года этот завод оставался в СССР единственным производителем «крылатого металла». Но и в 1944 году давал 87 % общесоюзной плавки алюминия.
В декабре 1941 года при активном участии электротермистов Днепровского алюминиевого завода был введён в действие первый промышленный цех кристаллического кремния, где произвели первые 108 тонн такого ценного сплава. Это стало возможно только благодаря мужеству и трудовому подвигу рабочих, стоявших у станков по 12 часов в сутки, без праздников и выходных. В 1942–1945 годах УАЗ 22 раза завоёвывал Красное знамя Государственного комитета обороны СССР. За успешное выполнение правительственного задания по снабжению алюминием и алюминиевыми сплавами авиационной и танковой промышленности Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года завод был награждён орденом Ленина. В годы Великой Отечественной войны за самоотверженный труд 229 работников завода были отмечены орденами и медалями.
Увеличение мощностей заводов и фабрик требовало дополнительной электроэнергии. Эта задача была решена к концу 1944 года, когда мощность Красногорской ТЭЦ выросла с 50 до 250 тысяч кВт. Невиданные для того времени темпы строительства выдерживались, невзирая на тяжелейшие условия военного времени. На тот момент обновлённая Красногорская ТЭЦ стала самой крупной теплоэлектроцентралью в стране. В феврале 1945 года её коллектив получил благодарность от Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина, а 1 апреля 1945 года – орден Ленина. Кроме того, Красногорской ТЭЦ на вечное хранение было передано Красное знамя ГКО. 118 работников предприятия наградили орденами и медалями за их трудовые подвиги.
Синарский трубный завод (СТЗ) в августе – сентябре 1941 года принял у себя оборудование и рабочих сразу девяти заводов из Днепропетровска, Ленинграда, Москвы, Мариуполя, Макеевки и других городов. Всего за 41 день удалось собрать оборудование лентопрокатного цеха, прибывшее из Ленинграда. К концу года предприятие уже поставило 1 260 тонн стальной полосы, из которой создавались пружины для стрелкового оружия, звенья пулемётных лент, взрыватели и многое другое. За военные годы СТЗ удалось в восемь раз увеличить объёмы производства: для оборонных предприятий страны завод выпустил более 24 миллионов метров тонкостенных труб, свыше 30 тысяч метров стальной ленты, около 3 миллионов снарядных гильз и почти 46 миллионов пружин. За самоотверженный труд Родина высоко оценила и наградила более 5 тысяч работников завода различными орденами и медалями.
Свой вклад в оборонную мощь страны внёс Каменский магниевый завод, где в августе 1941 года впервые в СССР начался выпуск алюминиевых пиротехнических порошков, а также пудр из алюминия, магния и их сплавов, применявшихся в реактивных зарядах легендарной установки «катюша». В августе 1945 года Каменский магниевый завод вошёл в состав Каменск-Уральского завода по обработке цветных металлов.
Кроме того, в ноябре 1941 года в Каменск-Уральск прибыло оборудование Кольчугинского завода по обработке цветных металлов и 800 рабочих, которым предстояло построить цеха, установить станки и освоить выплавку меди и бериллиевой бронзы, производство никелевых и других сплавов. Всего через три месяца после прибытия первого эшелона с оборудованием, 15 февраля 1942 года, завод по обработке цветных металлов начал поставлять на фронт свою продукции. Проволока, прутки, трубы из цветных металлов и сплавов использовались в самолётах, танках и артиллерии. Чуть раньше, 6 февраля 1942 года, начал работу фольгопрокатный цех № 4 – единственный в стране производитель тончайшей фольги из алюминия и олова в рулонах, необходимых для приборостроения и изготовления капсюлей различных боеприпасов.
Настоящим трудовым подвигом стало введение в строй Литейного завода. В ноябре 1941 года он представлял собой всего лишь… строительную площадку, на которую было привезено оборудование Балашихинского литейно-механического завода. Несмотря на холода, в первом возведённом корпусе всего за неделю рабочим удалось установить более сотни единиц оборудования. И это притом, что коллектив монтажников состоял всего из 15 человек. Уже через четыре месяца на заснеженной площадке было запущено уникальное производство шасси и колёсных изделий для Ли-2, Ту-2, Ил-4, Ил-6, Пе-2, Ла-5, По-2, а также для американских машин, поставляемых по ленд-лизу.
В кратчайшие сроки удалось ввести в строй и Каменский металлургический завод, куда летом 1941 года был переброшен Ступинский металлический комбинат и откуда в апреле 1942 года ушёл первый вагон с продукцией, а в сентябре 1943-го начался выпуск лопастей для штурмовиков Ил-2.
Помнят в городе и подвиг железнодорожниц – более половины всего личного состава железнодорожного узла Синарская к весне 1945 года составляли женщины. Они ежесуточно пропускали сотни вагонов транзитом, а также отправляли их на погрузку и разгрузку. В июле 1942 года коллективу паровозного депо станции Синарская было впервые вручено переходящее Красное знамя ГКО.
Сражались каменцы не только на трудовом фронте, более 30 тысяч человек вступили в ряды Красной Армии, 8 370 из них были награждены орденами и медалями. На полях сражений погибли или пропали без вести почти 10 тысяч человек.
Материал подготовлен при поддержке Российского военно‑исторического общества