Загрузка..

Северодвинск

В конце 1930-х годов руководство СССР было заинтересовано в создании судостроительного завода и порта на побережье Северного Ледовитого океана или одного из арктических морей. Так в 1937 году в районе Никольского устья Северной Двины появился посёлок Судострой, уже через год ставший городом Молотовск (с 1957 года Северодвинск). Во время Великой Отечественной войны город не только помог удержать арктические рубежи, но и обеспечил связь с союзниками, что приблизило разгром нацизма.

20 мая 2021 года Президент России подписал Указ о присвоении Северодвинску почётного звания «Город трудовой доблести». 28 июля 2023 года в городе на проспекте Труда была торжественно открыта стела «Северодвинск – город трудовой доблести».

Стражи северных вод

Главным предприятием города был судоремонтный завод № 402 (Севмаш), который с началом Великой Отечественной войны сразу переключился на выпуск военной продукции. Заводские рабочие освоили изготовление корпусов снарядов и фугасных бомб, а также осколочных и осколочно-фугасных мин 50-, 82- и 120-мм, для чего на производство была организована доставка стали марки С-45. Кроме того, производились артиллерийские башни для судов, солдатские котелки, автоцистерны и конструкции для железнодорожных мостов, понтонов, морских тралов. За военный период рабочие завода дали фронту свыше 120 тысяч снарядов, 42 тысячи корпусов бомб, около 400 тысяч котелков, более 3 тысяч тралов, а также 54 тысячи взрывателей для глубинных бомб.

Завод не прекращал свою основную деятельность – ремонт транспортных судов, используемых для доставки грузов от союзников по Северному морскому пути, а также ледоколов и военных кораблей. В первые месяцы войны на завод прибыли рабочие и оборудование Ленинграда, Николаева и других городов, оказавшихся под угрозой оккупации, за счёт чего вырос потенциал завода. В 1942 году появился специальный отдел судоремонта, руководивший всеми этапами ремонта и координирующий работу цехов. Отдел возглавил видный советский кораблестроитель, инженер-конструктор Виктор Бродский. За военное время рабочие завода № 402 отремонтировали 12 советских транспортов и служебных судов, а также 33 боевых и вспомогательных корабля советского ВМФ. Кроме этого, было произведено 24 ремонта на судах ледокольного флота. Всего же за войну завод отремонтировал 139 кораблей и судов общим водоизмещением около 850 тысяч тонн, что сделало его крупнейшей судоремонтной базой флота на Севере.

© Дмитрий Дебабов / РИА Новости 

В середине 1943 года здесь возобновилось строительство судов – эсминцев, дизельных подводных лодок, паромов, плавбаз и мастерских. Со стапелей сошли две подводные лодки и восемь противолодочных кораблей – большие морские охотники (БМО) за подводными лодками проекта 122А.

За годы войны с завода на фронт ушло 4 260 специалистов, из которых 1 512 человек отдали свои жизни за Родину. Их места у заводских станков заняли женщины и вчерашние школьники. В самые трудные месяцы из 6,5 тысячи заводских рабочих было всего 500 мужчин. Несмотря на все трудности, в цехах широкое распространение получило движение комсомольско-молодёжных бригад, выполнявших план на 300 процентов и более. Так, возглавлявшая бригаду клепальщиц Вера Губина научилась вручную обеспечивать герметичность корпусов подлодок. Её бригада нередко перевыполняла нормативы на 300–400 процентов, став примером для всего города.

За успешную сдачу заказов десять корабелов награждены орденами Красной Звезды. В 1944 году за выполнение программы оборонного заказа заводу было вручено переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны.

Важнейшее значение для всей страны имел Молотовский порт, возведением которого занималось Управление строительством № 203 НКВД. В конце ноября 1941 года сюда прибыло первое судно с грузами от союзников – британский танкер, на борту которого было 7 410 тонн авиационного бензина. К тому времени порт располагал насосами, парогенераторной станцией, временным нефтепирсом. К ноябрю 1942 года Молотовский порт уже обладал сплошным причальным фронтом общей протяжённостью 858 метров. Основные строительные работы были закончены к началу 1943 года. Если в первый военный год порт сумел принять и обработать более 36 тысяч тонн импортных грузов и 7 410 тонн бензина, то за весь военный период этот показатель составил более 1,2 миллиона тонн грузов, поставляемых в СССР по ленд-лизу. Справиться с такой нагрузкой помогли портовики Архангельска, которые также обучали и готовили рабочие кадры. В 1941–1945 годах Молотовская гавань стала одним из основных портов на севере страны, обеспечивающим важнейшие поставки ленд-лиза.

© Борис Приходько / РИА Новости 

В феврале 1943 года трудовому коллективу порта было вручено переходящее Красное знамя Архангельского обкома ВКП(б) за лидерство в обработке импорта. В мае 1944 года 50 молотовских портовиков были награждены правительством «за успешную работу по разгрузке и отправке вглубь страны и на фронты импортных военных материалов и продовольствия, поступающих через северные порты». Начальник Молотовского порта Михаил Причерт и директор завода № 402 Сергей Боголюбов отмечены высокой наградой – орденом Трудового Красного Знамени; орденом Красной Звезды были награждены начальники причалов, бригадиры-грузчики и капитан порта.

Свыше 14 тысяч жителей Молотовска ушли на фронт, около четырёх тысяч из них не вернулись с полей сражений. Более 500 жителей города были направлены на строительство оборонительных сооружений Карельского фронта. В годы войны на территории города было сформировано несколько различных воинских подразделений, которые направлялись на Северо-Западный и Карельский фронты. Среди них 13-я отдельная лыжная бригада, которая в январе 1943 года в составе 2-й ударной армии Волховского фронта участвовала в прорыве блокады Ленинграда.

Как и многие города в военные годы, Молотовск тоже стал базой для четырёх эвакогоспиталей, где медики сражались за жизни раненых солдат и офицеров Карельского фронта. Ухаживать за ранеными помогали местные жители и школьники, которые делились своим скудным военным пайком, собирали в лесах ягоды, устраивали во дворах госпиталей огороды и подсобные хозяйства.


Материал подготовлен при поддержке Российского военно‑исторического общества

Поделиться:
Города трудовой доблести

Материалы находятся в разработке