Загрузка..

Ярославль

Перед началом Великой Отечественной войны древний русский город Ярославль был крупным промышленным центром, на территории которого находилось более 580 крупных предприятий, в том числе 12 промышленных и девять химических. Несмотря на то что часть оборудования местных заводов и лучшие их кадры в 1941 году были эвакуированы в Челябинск, Пермь и другие города, где на их базе возникали новые производства, трудовой подвиг ярославцев и их вклад в общую Победу золотыми буквами вписан в историю России.

Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2020 года Ярославлю было присвоено почётное звание «Город трудовой доблести». 27 октября 2022 года в городском парке Мира была торжественно открыта стела «Город трудовой доблести».

Несокрушимая сила мужества

Тысячи ярославцев участвовали в октябре 1941 года в строительстве оборонных сооружений в Ярославской области, которые должны были предотвратить окружение Москвы фашистами с севера и захват Рыбинской ГЭС. Причём работать приходилось в очень непростых условиях, когда температура опускалась ниже 30 градусов, а тотальная нехватка инструментов и транспорта крайне затрудняла стройку. Поэтому проблему нехватки инструментов решили кардинально: их стали делать на местных предприятиях и в ремонтных мастерских. Для сооружения укреплений было изготовлено 205 тысяч лопат, 90 тысяч ломов, 34 тысячи кувалд и 24 тысячи кирок. Кроме того, был налажен пошив рабочей одежды и плетение лаптей.

На работах по созданию оборонительных рубежей в Ярославской области трудились почти 200 тысяч человек, которые возвели 780 километров укреплений. Благодаря их деятельности осенью 1941 года фашисты остановились в 50 километрах от области, и до Ярославля враг так и не добрался.

Одновременно с защитой города его предприятия сразу же перешли на выпуск военной продукции, ассортимент которой достигал 760 видов. Это были корпуса осколочных и бронебойных снарядов для зенитных и противотанковых орудий, мины и авиабомбы, детали реактивных снарядов, минные взрыватели, миномёты, грузовые полуторные и трёхтонные самосвалы, артиллерийские тягачи, узлы и детали для танков, боевые катера. Здесь также выпускали зажигательные бомбы, основные детали для гвардейских реактивных миномётов «катюша», пистолеты-пулемёты Шпагина и многое другое.

Со второй половины 1941-го и весь 1942 год Ярославский шинный завод был единственным поставщиком шин для авиации, артиллерии, танков и автомобилей в стране. В кратчайшие сроки предприятие стало выпускать до 20 наименований продукции. Даже несмотря на демонтаж и эвакуацию части оборудования в конце 1941 года, завод нарастил обороты, а инженеры предприятия разрабатывали новые составы и покрытия для шин.

Так, ноу-хау ярославского завода стали шины для артиллерийских систем с губчатой камерой, которая приваривалась к металлическому ободу колеса зенитных установок или полевых электростанций. Кроме того, рабочие завода впервые в стране разработали и внедрили метод, позволяющий вдвое увеличить грузоподъёмность шин. Первая партия новых шин использовалась советскими артиллеристами в Курской битве и заслужила хвалебные отзывы военных. Инженеры завода помогли и авиаконструкторам избавиться от проворачивания шин на ободе колеса шасси. Эту разработку по достоинству оценил легендарный авиаконструктор Андрей Туполев. Свой вклад завод внёс даже в модернизацию лучшего среднего танка Великой Отечественной войны – Т-34. Сотрудники заводской лаборатории видоизменили резиновый каток, увеличив проходимость боевой машины. Кроме того, был освоен выпуск аэропокрышек для иностранных самолётов, автопокрышек высокой проходимости «вездеход», специальной резины и прорезиненной ткани для прокладки баков самолётов и много другого.

В июне 1943 года завод пережил два мощных авианалёта люфтваффе, которые ненадолго вывели предприятие из строя. Но рабочие и строители очень быстро отремонтировали цеха и вновь запустили завод уже к ноябрю. Всего за военные годы Ярославский шинный завод выпустил продукции, которой хватило бы на комплектование 800 танковых, 3 138 артиллерийских, 13 800 авиационных полков. За трудовые успехи коллективу завода 22 раза присуждалось переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны, которое в 1946 году было передано коллективу на вечное хранение. 86 работников завода были награждены орденами и медалями СССР, ордена Ленина был удостоен директор завода Пётр Баденков.

На выпуск военной продукции перестроился и Ярославский моторный завод (до 1958 года Ярославский автомобильный завод). И если раньше здесь выпускали большегрузные автомобили, самосвалы, троллейбусы и автобусы, то с началом войны завод ударными темпами начал изготавливать противотанковые ежи, которые защищали подступы к Москве и Ростову. Освоили рабочие и производство пистолетов-пулемётов Шпагина, которых к концу войны было выпущено в количестве, достаточном для вооружения 17 дивизий. При этом 1 670 квалифицированных рабочих вступили в ряды Красной Армии, а их места заняли женщины и подростки без опыта работы. Женщины составляли 47,5 процента всего рабочего коллектива, а молодёжь – 25 процентов.

Кроме того, завод изготавливал корпуса для гранат-лимонок, 82-мм мин и разнообразных снарядов, которых было изготовлено 17 миллионов единиц. В 1943 году на заводе был спроектирован и собран первый гусеничный артиллерийский тягач, крайне необходимый для Красной Армии. Машина получилась настолько манёвренной и проходимой, что использовалась даже в разведке. Всего завод изготовил около двух тысяч тягачей Я-12, выпускались также модификации Я-11 и Я-13. Из заводских рабочих были сформированы пять передвижных ремонтных баз, которые в полевых условиях чинили военную технику.

Работники Ярославского тормозного завода (сегодня Ярославский радиозавод) изготавливали в своих цехах взрыватели для мин и гранат, корпуса для противотанковых мин и снарядов и головные части реактивных снарядов для легендарных установок залпового огня «катюша». В 1944 году завод выпустил более 7,1 миллиона различных видов боеприпасов – в три раза больше, чем в 1941 году. Рост продукции обусловлен широко развернувшимся стахановским движением, которое охватило не только заводских рабочих, но и другие предприятия города. В марте 1943 года завод получил благодарность Иосифа Сталина, за то что его рабочие собрали 300 тысяч рублей на постройку звена бомбардировщиков «Ярославский тормозник». За самоотверженный труд в годы войны завод получил навечно переходящее Красное знамя ГКО.

Ярославский судостроительный завод в течение 1942 года выпустил 115 катеров разных типов, в том числе дивизионные катера Я-5, водолазные боты, морские охотники за подлодками МО-4 и речные тральщики МСВ-38. Сверх этого было изготовлено 10 катеров Я-5, вооружённых установками для гвардейских миномётов «катюша», которые приняли участие в Сталинградской битве, а позже воевали в составе Черноморского флота, Днепровской и Дунайской флотилий, помогали освобождать Крым и брать Берлин. Кроме этого, катера успешно вели боевые действия против Японии в 1945 году. По итогам Всесоюзного социалистического соревнования в 1943 году коллективу предприятия было присуждено Красное знамя ГКО, он также дважды награждался переходящим Красным знаменем Наркомата судостроительной промышленности и ЦК профсоюза (в 1943 и 1944 годах). Наиболее отличившиеся судостроители были удостоены высоких правительственных наград – орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, и «Знак Почёта», а также медали «За трудовую доблесть».

© Роберт Диамент / РИА Новости

Ярославский электромашиностроительный завод в самом начале войны освоил производство снарядов, узлов для реактивной артиллерии, стартёров и генераторов постоянного тока для танков, реле и многой другой продукции, важной для армии. Благодаря эвакуации части завода в 1941 году в Томске был создан завод-дублёр. А завод в Ярославле продолжил работать на оставшемся оборудовании, в 1942 году там был запущен электротехнический цех и смежные с ним штамповочный, автоматный, волочильный, литейный и другие. Ещё осенью 1941 года там был освоен выпуск деталей снарядов к миномёту «катюша», а также организована мастерская по начинке зарядов тротилом. Всего за военное время на производстве изготовлено 1,3 миллиона снарядов и более 200 тысяч деталей к «катюшам», а также свыше 7 тысяч стартёров, которыми были оснащены свыше 70 танковых дивизий.

© Анатолий Гаранин / РИА Новости 

Боеприпасы, взрыватели и корпуса для авиабомб различных модификаций производил ещё один крупный городской завод – «Красный маяк». Всего он дал Красной Армии пять миллионов минных взрывателей, 1,6 миллиона авиабомб (включая 1,3 тысячи новых противотанковых авиабомб, выпускавшихся с 1943 года). А одной из основных баз по снабжению боевой техники горюче-смазочными материалами была Ярославская нефтебаза. Это стало возможно благодаря рабочему коллективу, который трудился круглосуточно, при любой погоде и несмотря на бомбёжки. За самоотверженную работу в годы войны коллективу завода трижды присуждалось Красное знамя Государственного комитета обороны.

В целом с 1941 по 1945 год 17 ярославских предприятий становились победителями Всесоюзного социалистического соревнования и неоднократно получали переходящее Красное знамя ГКО. 455 работников были награждены орденами и медалями за самоотверженный труд.

Однако Ярославль не только производил вооружение и военную технику, его жители протянули руку помощи согражданам из других регионов страны, пострадавших от боевых действий. В январе 1942 года в городе была создана специальная комиссия по размещению прибывших граждан из блокадного Ленинграда. С января по июнь 1942 года в город прибыли свыше 330 тысяч ленинградцев, в том числе 88,9 тысячи детей. Большинство после оказания первой помощи отправлялись дальше в тыл страны. В общей сложности город принял у себя до 100 тысяч ленинградских детей, каждому нашёлся тёплый дом, еда и уход.

Ярославцы помогали стране также деньгами. Всего за годы войны они перечислили 146 миллионов рублей на покупку военной техники – танковых колонн, эскадрилий, подводной лодки «Ярославский комсомолец» и бронепоезда. На нужды обороны было передано 2,4 килограмма золота, 5,1 килограмма серебра и драгоценных изделий более чем на 21,5 тысячи рублей, а также отправили на передовую свыше 610 тысяч единиц тёплой одежды.

Действовали в Ярославской области и несколько партизанских отрядов, впоследствии заброшенных в тыл врага. Самый известный из них – «Ярославец», действовавший в районе дороги Москва – Минск на Смоленщине, уничтожил до августа 1942 года более 1,2 тысячи солдат, 20 километров линий связи, 42 танка, 17 мостов, 37 автомашин и 4 железнодорожных эшелона. В отряде ярославца Бориса Крайнова воевала и сама Зоя Космодемьянская.


Материал подготовлен при поддержке Российского военно‑исторического общества

Поделиться:
Города трудовой доблести

Материалы находятся в разработке