Загрузка..

Каспийск

Один из самых молодых городов Дагестана и страны был детищем первых советских пятилеток. Имя ему дал седой Каспий, а вдохнул жизнь завод «Дагдизель». Жители Каспийска, который в годы Великой Отечественной войны имел статус рабочего посёлка и носил название Двигательстрой, проявили невероятную силу духа и трудолюбие, а их самоотверженность и героизм стали примером для будущих поколений.

За заслуги перед страной в военные годы рабочий посёлок получил статус города, а также своё нынешнее название – Каспийск. Указом Президента Российской Федерации от 15 ноября 2022 года Каспийску присвоено почётное звание «Город трудовой доблести». 15 декабря 2023 года в центре города была торжественно открыта стела трудовой доблести.

Единственный в стране

Решение о строительстве на территории Дагестана головного предприятия по производству морского оружия было принято по предложению Серго Орджоникидзе ещё летом 1931 года. «Двигательстрой» (завод № 182, а в послевоенное время до 1966 года «Дагдизель») был открыт накануне войны в 1940 году, став одним из крупнейших заводов Северного Кавказа и фактически единственным по своему профилю в стране. На нём трудились около шести тысяч человек, а его производственные площади составляли почти 113 тысяч квадратных метров. Была возведена ТЭЦ, питавшая не только производство, но и соседние поселения, и другая необходимая инфраструктура.

С началом войны завод полностью переключился на военную продукцию: мины (в том числе авиамины), торпеды, глубинные бомбы, ручные гранаты, взрыватели, а также автоматы, пулемёты, пистолеты и бутылки с зажигательной смесью. Специально для сборки и испытания морских торпед и мин в 2,7 километра от берега был создан отдельный испытательный цех. Завод выпускал новейшие образцы стрелкового вооружения, например пистолеты-пулемёты Шпагина. В июне 1943 года на заводе был изготовлен опытный образец автоматического миномёта конструкции инженера А. Г. Сиротина и другие виды оружия. Только в Финском заливе с помощью изделий завода было потоплено три транспорта, один сторожевой корабль, один миноносец и два торпедных катера врага.

© РИА Новости / А. Гаранин

Работа на предприятии в годы войны не прекращалась ни на минуту. К станкам встали женщины, старики и дети, которые заменили ушедших на фронт мужчин. Работники фабрик, заводов, военных и гражданских производств трудились без выходных и отдыха, участвовали в стахановском движении и перевыполняли планы и нормативы.

Двигательстрой (ныне Каспийск) также гостеприимно встретил и разместил у себя десятки предприятий, госучреждений, научных институтов из прифронтовых регионов СССР. На берег Каспийского моря были эвакуированы предприятия из Токмака, Киева и Таганрога, здесь же были расположены военные госпитали, где лечили раненых красноармейцев.

Из Запорожья на базу «Двигательстроя» был эвакуирован Дизелестроительный завод им. С. М. Кирова (завод № 175). Только в 1941 году совместное производство дало фронту более 600 тысяч мин, 2,3 тысячи миномётов, 10 тысяч ППШ, 32,25 тысячи глубинных бомб, а также лопаты, взрыватели, различные приборы, двигатели, патроны и запчасти.

Летом 1942 года из-за близости фронта завод был эвакуирован в Алма-Ату, а также в Первоуральск и Петропавловск. Уже осенью 1943 года фашисты были изгнаны с Кавказа, и завод начали возвращать из эвакуации обратно в Дагестан. Основные цеха завода вновь заработали в 1944 году.

Бесперебойная работа завода – заслуга его многотысячного коллектива. Несмотря на лишения военного времени, инженеры, токари, сборщики, водители и другие рабочие, не жалея своих сил, перевыполняли план на 200, а порой и на 300 %! Трудовой подвиг заводчан отметил Верховный Главнокомандующий Иосиф Сталин, который в марте 1943 года направил коллективу завода № 182 благодарственную телеграмму. А в августе 1943-го «Двигательстрою» было вручено Красное знамя Наркомата судостроительной промышленности.

В 1944 году на заводе насчитывалось свыше тысячи стахановцев и 400 ударников труда. В апреле 1945 года, незадолго до Великой Победы, медалью «За оборону Кавказа» были награждены 890 работников завода, а по окончании войны, в 1946 году, ещё почти 200 труженикам вручили медаль «За оборону Кавказа». За высокие показатели в производстве завод № 182 был отмечен орденами Ленина и Октябрьской Революции.

Трудовые подвиги заводчане совершали и во внерабочее время. Тысячи местных жителей были задействованы в возведении Махачкалинской оборонительной линии, которая должна была сдерживать фашистов, если бы те подступили к Махачкале. Всего летом и осенью 1942 года силами дагестанцев были возведены восемь оборонительных рубежей с противотанковыми дотам, дзотами, пулемётными гнёздами, завалами и баррикадами.

Жители посёлка отдавали фронту не только свои силы и профессиональные навыки – в период с 1941 по 1945 год им удалось отправить красноармейцам около 14 тысяч тёплых вещей.

Располагались здесь и два крупных военных госпиталя, через которые прошло около 15 тысяч раненых советских солдат и офицеров. Женщины и подростки помогали врачам, ухаживали за больными.

Мужественные жители посёлка совершали не только трудовые подвиги. С началом войны с «Двигательстроя» на фронт ушли 1 642 человека, а домой вернулись только 349. За героические подвиги на фронте 800 жителей поселка были отмечены орденами и медалями, а Александру Назарову и Магомед-Загиду Абдулманапову посмертно было присвоено почётное звание Героя Советского Союза. Обоим героям было по 19 лет.

Материал подготовлен при поддержке Российского военно‑исторического общества

Поделиться:
Города трудовой доблести