Экспедиция в Арктику на парусных яхтах вышла из Архангельска
Переход завершится в Омске.
Экспедиция в арктические моря на парусных яхтах «Сибирь» и «Жемчужина» в субботу вышла из Архангельска, переход завершится в Омске. Как сообщил ТАСС соорганизатор экспедиции, директор по развитию ассоциации «Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области» Глеб Плетнев, проект посвящен 75‑летию Победы в Великой Отечественной войне.
«Экспедиция посвящена памятным страницам войны в Арктике и 75‑летию Победы в Великой Отечественной войне. Наряду с северными конвоями охрану рубежей страны в Арктике и инфраструктуры Северного морского пути вели внутренние конвои. Одним из основных воинских подразделений была Беломорская военная флотилия, созданная 2 августа 1941 года приказом Народного комиссара Военно‑морского флота Николая Кузнецова с базированием в городе Архангельске. Важная дата, в преддверии которой мы выходим 1 августа, для того, чтобы начать свою вахту памяти в Белом, Баренцевом, Печорском и Карском морях», – сказал Плетнев.
Беломорская военная флотилия обеспечивала защиту арктических рубежей от Мурманска до Диксона. «Здесь работали метеостанции, осуществлялись транспортные перевозки различных необходимых материалов и оборудования для фронта», – отметил собеседник агентства, добавив, что множество судов и тысячи людей погибли. Участники экспедиции возложат венки в районах гибели кораблей в Белом, Баренцевом и Печорском морях. «Мы бы хотели вспомнить эти трагические дни, вспомнить о роли Поморья, северных регионов в защите нашей страны», – добавил он.
В Белом море венок будет спущен на месте гибели сторожевого корабля СКР-27 «Жемчуг», который был потоплен 11 августа 1941 года германской подводной лодкой U-451 при несении боевого дозора в горле Белого моря. Весь экипаж – 61 человек – погиб.
Одна из остановок будет сделана на острове Белый в Карском море, где находится братская могила военнослужащих арктического конвоя БД-5, который был атакован 12-13 августа 1944 года в 60 милях от острова немецкой подводной лодкой U-365. 12 августа погиб транспортный корабль «Марина Раскова», а 13 августа - тральщик Т-118. Трагедия унесла около 400 жизней советских военнослужащих и работников тыла. Это стало самой массовой трагедией по количеству погибших среди арктических конвоев в годы Великой Отечественной войны. «Этим маршрутом мы бы хотели напомнить общественности, подрастающему поколению о тех, может быть, немного забытых страницах, которые легли в основу успешности сегодняшнего функционирования Северного морского пути, чему наши отцы и деды отдали свои жизни», – заметил он.
История арктических городов
Организаторами экспедиции являются «Российский центр освоения Арктики» (г. Салехард) и «Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области». Партнеры проекта: Русское географическое общество, Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике.
Арктическая морская часть экспедиции пройдет по маршруту Архангельск – Нарьян‑Мар – поселок Харасавэй (Ямало‑Ненецкий АО) – остров Белый в Карском море – Салехард. «Точки знаковые, одни из них имеют историческое прошлое, другие – места технологических прорывов сегодняшнего дня. И здесь есть некое объединение истории освоения Арктики, ее защиты и сегодняшнего ее использования на благо нашей страны», – пояснил Плетнев.
В ходе экспедиции участники будут снимать фильм о Северном морском пути. В Ненецком автономном округе яхтсмены посетят место, где находился первый русский заполярный город Пустозерск. Он был основан в 1499 году в нижнем течении Печоры. Это был один из главных форпостов России в освоении Севера и Сибири. С XVIII века Пустозерск утрачивал свое значение, а в 1924 году потерял статус города и был окончательно заброшен в 1962 году. «Мы хотим внести и ретроспективу истории Северо‑Восточного похода, ныне Северного морского пути, в котором арктические города играли огромную роль – это Архангельск, Пустозерск, Мангазея, – сказал участник похода. – И мы видим, что какие‑то города перестали существовать. А, например, Архангельск до сих пор является самым крупным городом в Арктике».
Арктический туризм под парусом
В экспедиции принимают участие 12 человек из Архангельской, Омской областей, Татарстана, Москвы и Санкт‑Петербурга. Все они профессиональные яхтсмены, которые имеют опыт плавания под парусом в высоких широтах. «Это не случайные люди, они имеют знания и навыки управления яхтой в суровых арктических условиях», – отметил Плетнев. Еще одна цель участников похода – показать возможность плавания под парусами на относительно небольших судах в Арктике. По их мнению, это поможет развитию экспедиционного туризма, межрегионального делового сотрудничества, развитию малого бизнеса в северных регионах страны. В регионах, где побывают яхтсмены, планируется осмотреть инфраструктуру для возможного использования для туризма на яхтах.
Полярная часть маршрута закончится в Салехарде. Далее яхты пойдут в Ханты‑Мансийск, затем в Тобольск Тюменской области и в Омскую область. «Это Обь‑Иртышский бассейн, который имеет свое транспортное маломерное движение парусов, катеров и одна из задач нашей экспедиции это тестирование маршрута как речного, так и морского на предмет совершения таких сложных межрегиональных экспедиционных маршрутов на маломерных судах под парусным вооружением», – резюмировал Плетнев.
В условиях пандемии коронавируса все участники экспедиции прошли тестирование на инфекцию. Как сказал собеседник агентства, большую часть пути им предстоит «самоизоляция в море». В ходе похода участникам экспедиции предстоит соблюдать правила, которые будут в регионах на момент прибытия яхт. С учетом этого планируется проводить мероприятия и встречи.
Плавание завершится 30 сентября в Омске. Фильм, который будет снят в ходе экспедиции, покажут на форуме «Арктика – территория диалога» в Санкт‑Петербурге в 2021 году для представления Арктическому Совету, в котором Россия будет председательствовать в 2021-2023 годах.
Источник: ТАСС