Маршрут вывоза нефти из Баку в Берлин
Бакинская нефть для немецкого командования имела ключевое значение при ведении военных действий, и для него наладить вывоз бакинской нефти было критически важно. Сделать это можно было только через территорию Грузии.
Дело в том, что нефтеперерабатывающий завод находился в порту Батуми, к которому задолго до начала Великой Отечественной войны был проложен нефтепровод из Баку. Этот маршрут был самым простым и надёжным для вывоза нефти в Германию. Захват порта Батуми, бакинских нефтепромыслов и контроль над нефтепроводом обеспечивали бы вермахту возможность прямой транспортировки нефти через Чёрное море и Дунай на свою территорию.
Вот почему противник с необычайным упорством стремился захватить Севастополь, уничтожить Черноморский флот, овладеть Новороссийском и Туапсе, чтобы в дальнейшем осуществить прорыв к Главному Кавказскому хребту. Таким образом, Грузия оказалась на самом острие удара немецких войск. Ведь захват этой республики сразу обеспечил бы Третьему рейху бесперебойные поставки необходимых ресурсов для ведения войны.
Фронтовой тыл
В годы войны Грузинская ССР стала надёжным тылом Закавказского фронта и Черноморского флота, который в конце 1941 года переместился в порты Батуми и Поти. Жители Грузии стояли за спинами советских солдат и моряков, отразивших наступление врага на Северном Кавказе и на черноморском побережье. И свою миссию грузинский народ видел в том, чтобы дать фронту всё необходимое для Победы.
Положение осложнялось тем, что до войны Грузия не имела хорошо развитой чёрной металлургии и машиностроения: там развивались преимущественно отрасли лёгкой и пищевой промышленности, базировавшиеся на сельском хозяйстве. Единственным крупным металлургическим предприятием был Тбилисский стале-чугунолитейный завод «Центролит».
К тому же в 1942 году, когда немецкие войска прорвались на Северном Кавказе далеко на восток и дошли практически до Волги, Грузия оказалась изолированной от других республик СССР, и транспортную связь с остальной страной можно было поддерживать исключительно через порты Баку и Красноводск на Каспийском море и через Среднюю Азию.
В такой обстановке войска Закавказского фронта и силы Черноморского флота были вынуждены использовать в основном экономические ресурсы закавказских республик: Армении, Азербайджана и Грузии. При этом следует иметь в виду, что в состав Закавказского фронта входили 11 армий, две воздушные и одна сапёрная армии. Черноморский флот включал в себя: линкор «Парижская Коммуна», пять крейсеров, три лидера эскадренных миноносцев, 14 эсминцев и 47 подводных лодок, а также другие корабли и суда.
Поэтому в 1942–1943 годах, когда велись важнейшие сражения за обладание Кавказом и кавказской нефтью, Грузия должна была напрячь все силы для бесперебойного снабжения армии и флота.
Развитие промышленности
Чтобы наладить своё производство, в Тбилиси построили авиазавод, на площадку которого в 1941 году эвакуировали оборудование Таганрогского и Симферопольского авиазаводов. И уже в ноябре начался выпуск самолётов. Снабжение авиационного производства материалами потребовало подключить все фабрики, более-менее подходившие по профилю.
Так, Грузинская кинокопировальная фабрика перешла на выпуск авиалаков, а местный химкомбинат давал казеиновый клей и краски, текстильные предприятия – специальную ткань, мебельные и фанерные фабрики – шпон и деревянные детали для самолётов.
Кроме того, здесь было развёрнуто производство пистолетов-пулемётов Шпагина (ППШ), в котором задействовали 14 предприятий. Сборку стрелкового оружия осуществляли паровозовагоноремонтный завод имени Иосифа Сталина и Тбилисский машиностроительный завод имени Орджоникидзе. В 1943 году машзавод стал арсеналом и сосредоточился на ремонте орудий, вооружения и оптики.
В 1942 году было выпущено 50,6 тысячи пистолетов-пулемётов, в 1943 году – 90 тысяч, а в 1944 году – 73,4 тысячи.
Помимо этого, в республике было развёрнуто производство 50-мм и 80-мм миномётов и мин к ним, а также других видов боеприпасов, таких как ручные гранаты и авиабомбы. Ввиду острой нехватки металла, в ноябре 1941 года пришлось запретить использовать чугун где-либо, помимо военных нужд. Это также привело к тому, что была разработана авиабомба П-40 в бетонном корпусе.
Также в Грузию было вывезено более 20 крупных промпредприятий, не считая небольших заводов и других различных учреждений. В результате севастопольские судоремонтный и артиллерийский заводы, эвакуированные в декабре 1941 года в Поти, стали выполнять срочные работы по ремонту кораблей Черноморского флота.
Марганец, уголь и нефть
Исторически сложилось так, что Грузинская ССР была источником нескольких важных военно-хозяйственных сырьевых ресурсов. Главным был марганец Чиатурского месторождения, востребованный при производстве высококачественной стали. Марганец начали вывозить только в июле 1942 года через Баку и Красноводск на основанный во время войны Магнитогорский металлургический комбинат.
Добыча марганца возобновилась в 1943 году, а в начале 1944 года Чиатура стал снова поставлять его в освобождённый Донбасс, в котором в то время шло восстановление металлургических заводов.
Сплавы, необходимые для чёрной металлургии, такие как ферромарганец и ферросилиций, производил Зестафонский завод ферросплавов. Во время войны было освоено производство и металлического марганца, заменявшего никель.
Кроме этого, Грузия добывала золото, белый мышьяк, молибден, вольфрам – всё это сырье было остро необходимо для военной промышленности.
Очень востребован советскими войсками и промышленностью был уголь. Один только Черноморский флот потреблял 15 тысяч тонн угля за квартал. Ввозить его не было никакой возможности, и потому основная нагрузка ложилась на грузинские угольные месторождения: Ткварчели, Ткибули и Алхацихе. Давалось это тяжёлым трудом, к тому же большая часть горняков ушла на фронт, и их заменили женщины и подростки.
Что касается добычи нефти, то в Грузии она была небольшой. Работали всего два нефтеперерабатывающих завода – в Мирзаани и Батуми. А нефтепровод Баку – Батуми был частично разобран весной 1942 года под угрозой захвата немецкими войсками. И всё же Батумский нефтеперерабатывающий завод продолжал работать, поставляя авиационный бензин, автобензин, керосин и нефтетопливо для кораблей. В 1943 году этот завод переработал почти миллион тонн нефти.
Основной вклад
Победа досталась грузинскому народу очень большим напряжением сил. Но без его усилий наступление врага на Кавказе остановить было бы крайне тяжело. В 1939 году в республике проживали 3,5 миллиона человек. На фронт ушли 562,7 тысячи человек, составлявших 16 % от всего населения, или 32 % мужчин (от младенцев до стариков).
Оставшиеся на родине работали с утра до ночи, чтобы отдавать более половины продукции армии и флоту. Так, Грузия одевала и обувала войска: только в 1942 году было сдано 418 тысяч шинелей, 372 тысячи гимнастёрок, 274 тысячи шаровар, более миллиона пар сапог. А в следующем, 1943 году Грузия поставила армии уже 558 тысяч шинелей, 571 тысячу гимнастёрок, 416 тысяч шаровар и миллион пар сапог.
На нужды армии и Черноморского флота отправляли также зерно, муку, мясо, сухофрукты, вино, табак, лекарственные травы и настои. Например, серьёзно рискуя попасть под удар немецкой авиации, атаковавшей все суда подряд, грузинские рыбаки выловили в 1943 году 30 тысяч центнеров рыбы.
Материал подготовлен при поддержке Российского военно‑исторического общества