Загрузка..

Миссия: спасение культуры

Во время Великой Отечественной войны нацистская Германия развернула масштабную кампанию по присвоению художественных ценностей из оккупированных стран Европы и СССР, которая позволила лидерам Третьего рейха пополнить их частные коллекции шедеврами мирового искусства. Но главная цель кампании заключалась в том, чтобы уничтожить культурное наследие народов, считавшихся «неполноценными» с точки зрения нацистской идеологии. Так, на территории Советского Союза фашисты разграбили сотни музеев и разрушили массу исторических памятников, безжалостно взрывая храмы, скульптуры и здания архитектуры.

Чтобы не исчезли бесследно…

Вторая мировая война стала беспрецедентной не только с точки зрения количества человеческих жертв и разрушений, но и по масштабу ущерба, который нацистские войска нанесли культуре оккупированных стран. Речь шла не просто о частных случаях грабежа художественных ценностей отдельными представителями вермахта. Это была целенаправленная политика Третьего рейха по вывозу с захваченных территорий музейных коллекций, антиквариата, ценных ювелирных изделий и произведений искусства.

Для поиска, сбора и обеспечения хранения трофейного имущества Государственный комитет обороны СССР создал специальные так называемые трофейные бригады, в состав которых вошли не только красноармейцы, но также искусствоведы и художники, которые разыскивали музейные ценности, транспортировали их и реставрировали.

© Сергей Смирнов / РИА Новости

С февраля 1945 года особому комитету было поручено заняться процессом изъятия и вывозом в Советский Союз найденных на территории Германии культурных ценностей, чтобы «сохранить их от порчи, разрушения или расхищения». В июне 1945 года председатель ГКО Иосиф Сталин подписал соответствующее постановление, согласно которому коллекции было решено переместить на хранение или на экспонирование в советские музеи в качестве репараций и компенсаций за утраты из советских музеев во время немецкой оккупации.

Амбициозный план фюрера

Разграбление культурных ценностей было продиктовано личными амбициями Гитлера. В юности он мечтал стать художником, но дважды провалил вступительные экзамены в Венскую академию изобразительных искусств. Получив в свои руки власть, он задумал взять своего рода реванш – создать в Линце грандиозный «Музей фюрера». Согласно рассекреченным данным, в эту «Линцскую коллекцию» должно было войти около 4,7 тысячи шедевров живописи, графики, декоративно-прикладного искусства со всего мира, среди которых должны были быть произведения Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Вермеера, Дюрера, Рубенса и многих других.

© РИА Новости

Для реализации этих коварных планов создали специальную «Миссию Линц», а по всей Европе была развёрнута агентурная сеть, которая занялась поиском художественных ценностей. Каждые полтора месяца фюрер лично знакомился с новыми поступлениями.

Метод сбора коллекции чаще всего был прост до безобразия. После того как гитлеровская армия оккупировала новое государство, все художественные ценности «врагов» или «неполноценных народов» объявлялись собственностью «Фонда фюрера». Лучшее затем отбиралось для «Миссии Линц».

Охотники за сокровищами

Ближайшие соратники Гитлера также были не против пополнить свои частные коллекции художественными шедеврами. Например, маршал Герман Геринг кропотливо создавал свой частный музей в поместье Каринхалл. В начале 1945 года, когда разгром фашистских войск уже оставался вопросом времени, для эвакуации коллекции из поместья маршалу понадобился целый железнодорожный состав.

© РИА Новости

Большим любителем художественных ценностей был и министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп. Он стал инициатором создания в 1941 году специальной группы Кюнсберга, которая поставила на поток изъятие культурных ценностей с оккупированных территорий в Европе. Например, именно агенты зондеркоманды Кюнсберга первыми ворвались в здание посольства СССР в Берлине после нападения Германии на Советский Союз и начали вывозить мебель и ценные картины, в том числе переданные посольству. Осенью 1941 года подразделения группы Кюнсберга участвовали в разграблении Большого Екатерининского дворца в Царском Селе. В неизвестном направлении были вывезены предметы интерьера, картины, скульптуры, обширная библиотека, включающая среди прочего пять тысяч древних рукописей и книг на русском языке. Зондеркоманда сняла со стен даже китайские шёлковые обои и позолоченные украшения, а также разобрала и вывезла по частям красивый узорный пол дворца.

Большое рвение в расхищении культурных ценностей проявлял и штаб рейхсминистра восточных территорий Альфреда Розенберга. Он создал сложную разветвлённую сеть мобильных команд, которые действовали в разных городах Европы. Так, в СССР мародёрничали команды «Ростов», «Новгород», «Псков», «Смоленск». Агенты Розенберга действовали последовательно и методично, вывозя эшелонами в Германию культурные ценности, принадлежащие СССР. 

Уже после войны подсчитали ущерб: только на территории нашей страны нацисты разграбили 427 музеев, 1 670 церквей, 237 католических костёлов, 43 тысячи библиотек. Было украдено бесчисленное множество картин, старинных икон, предметов старины, быта. 

© Дмитрий Чернов / РИА Новости


На грани уничтожения

То, что украсть было невозможно или не представляло интереса для нацистских «коллекционеров», подлежало безжалостному уничтожению. Особенно наглядно это проявилось после перелома в Великой Отечественной войне, когда Красная Армия стала выдавливать захватчиков из советских городов. В каждом освобождённом городе наблюдалась одна и та же картина. 5 мая 1944 года в газете «Правда» было опубликовано сообщение: «Немецко-фашистские захватчики сожгли и разрушили древний русский город Новгород… Варварски разрушили знаменитый памятник древнерусского и мирового искусства XII века – церковь Спаса Нередицы, расписанную внутри всемирно известными фресками. Гибель памятника является огромной утратой для русской и мировой культуры…»

«Церкви в Гжатске превращены в конюшни и склады. В Благовещенской церкви немцы устроили бойню для рогатого скота. Предтеченская церковь и Казанский собор взорваны. В Сычёвке… сожжён музей, в котором погибло свыше пяти тысяч картин, среди которых были полотна Репина, Левитана, Перова, Айвазовского, Коровина и других, скульптуры Антокольского, золотые, серебряные и бронзовые вещи работы мастеров XVII, XVIII, XIX веков… Ржев превращён немецкими оккупантами в груду развалин…»

Из протокола Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков после отступления немцев из Калининской области.

© Виктор Кузнецов / РИА Новости

Подобные исторические свидетельства не оставляют сомнений: фашисты вели работу по изъятию культурных ценностей с оккупированных территорий не только с целью наживы и пополнения коллекций. Задача была масштабнее: они стремились к уничтожению культурных основ наций, которых считали «неполноценными» и чьи земли намеревались захватить, чтобы расширить «жизненное пространство» для Германии.

Как Красная Армия возвращала полотна Тициана и Рафаэля

Принципиально иначе действовала Красная Армия во время освободительных операций в Европе. Советское руководство ставило задачу сохранить архитектурный облик городов, где шли жестокие бои с остатками фашистской армии. Например, при штурме Белграда было выпущено распоряжение ограничить использование танков и артиллерии, обходиться стрелковым оружием. Чтобы сохранить исторический центр Будапешта, город взяли не прямым штурмом, а в обход. То же самое было в Вене, Праге и множестве других европейских городов.

Яркий пример – освобождение дворцового комплекса Сан-Суси в Потсдаме. Его называют прусским Версалем, а возведён он был в 1747 году для Фридриха Великого. Фашистское командование отказалось признать дворцы и парковые зоны Потсдама нейтральной территорией, чтобы избежать боёв и риска повредить объекты. Поэтому дворец, как пишут очевидцы тех событий, советским войскам пришлось «брать почти врукопашную». Когда красноармейцам удалось войти на территорию, оказалось, что дворец, прилегающие строения и парк заминированы. К счастью, бригадам сапёров удалось разминировать дворцовый комплекс и сохранить уникальный памятник архитектуры для будущих поколений.

© РИА Новости

Не менее печальная участь была уготована нацистами и для шедевров живописи дрезденской Картинной галереи старых мастеров. Не желая отдавать художественные ценности в руки советских войск, немцы попытались спрятать бесценные картины Леонардо да Винчи, Тициана, Рембрандта, Рафаэля и других художников в заброшенных каменоломнях. По счастливой случайности солдатам Красной Армии при осмотре руин Дрезденской галереи удалось найти зашифрованную карту. Они провели настоящее детективное расследование, чтобы понять значение символов на карте. В итоге из полузатопленных шахт, обложенных взрывчаткой, удалось спасти около 1,2 тысячи шедевров мировой живописи. Многие настолько сильно пострадали от сырости и плесени, что их пришлось отправить на реставрацию в Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Восстановительные работы длились 10 лет, после чего в 1955 году картины были безвозмездно возвращены Германской Демократической Республике. 

© Елизавета Микулина / РИА Новости

Материал подготовлен при поддержке Научно-исследовательского института военной истории ВАГШ ВС РФ


Поделиться: