Мультимедиа Арт Музей открывает новую главу проекта «Наша Победа – 75»

Мультимедиа Арт Музей открывает новую главу проекта «Наша Победа – 75»
Фотография предоставлена РИА Новости

Новый раздел фотолетописи Великой Отечественной войны появится 4 июня и будет посвящен 1943 году.

Мультимедиа Арт Музей, Москва в рамках программы «История России в фотографиях» 9 мая начал проект «Наша Победа – 75» на портале 9may.russiainphoto.ru. Он продлится до 24 июня – дня, когда в 1945 году в Москве на Красной площади состоялся первый Парад Победы. Каждый четверг на сайте проекта открываются новые главы фотолетописи Великой Отечественной войны.

Новый раздел откроется 4 июня и будет посвящён 1943 году.

Ключевым событием театра военных действий в 1943 году стала Битва на Курской дуге, продлившаяся 50 дней и ставшая крупнейшим танковым сражением Второй мировой войны. С обеих сторон в нём участвовало около 6 тыс. танков и самоходных орудий. «Поле в 16-18 кв. км представляло собой сплошную массу машин, изрыгающих огонь. На поле стоят сотни факелов, костров – горящих танков, как наших, так и противника. Авиация <…> с утра до вечера беспрерывно бомбила, самолёты по 16-18 штук гонялись друг за другом, <…> наши штурмовики работали беспрерывным потоком», – описывал эти страшные бои подполковник Евгений Ивановский. Подбитые танки ремонтировали прямо под огнём противника, располагавшегося всего в нескольких сотнях метров, и снова бросали в бой. К 23 июля советские бойцы остановили продвижение отборных немецких дивизий, и Красная армия перешла в контрнаступление. Бесценные фотографии из собрания МАММ, ради создания которых фотокорреспонденты рисковали своими жизнями, позволят стать свидетелями тех эпохальных событий. 

Танковые силы сыграли огромную роль в Великой Отечественной войне. Им посвящена выставка «Танкисты», в которую вошли снимки выдающихся фотографов – Евгения Халдея, Аркадия Шайхета, Ивана Шагина, Дмитрия Бальтерманца и Георгия Петрусова. Грамотное применение крупных танковых соединений предопределило успех Германии на начальном этапе войны, и СССР был вынужден срочно модифицировать и свои военные доктрины, и само танкостроение. Советские инженеры боролись за увеличение мобильности танков, совершенствовали их бронезащиту. В тылу было налажено массовое производство танков.

За сражением на Курской дуге последовала решающая Битва за Днепр (26 августа –23 октября), позволившая Красной армии развить наступление, освободить Киев и важнейшие промышленные и металлургические центры Левобережной Украины. С обеих сторон в ней приняли участие почти 4 млн человек. Несмотря на заявление Гитлера о том, что «скорее Днепр поменяет течение, нежели русские переправятся через него», советским войскам удалось в короткий срок форсировать этот водный рубеж и нанеси вермахту крупное поражение.

В конце 1943 года, когда перелом в войне стал очевиден, состоялась Тегеранская конференция – первая конференция «большой тройки», где собрались руководители трех государств антифашисткой коалиции – Сталин, Рузвельт и Черчилль. Встреча в Тегеране стала судьбоносной и для дальнейшего хода войны, и для устройства послевоенного мира. Выдающиеся советские фотографы Самарий Гурарий и Виктор Темин запечатлели эту важнейшую встречу лидеров СССР, США и Великобритании, на которой было принято решение об открытии второго фронта.

В новой главе фотолетописи «Наша Победа – 75» также будут опубликованы видеосюжеты об освобождении Северного Кавказа, Вязьмы и Смоленска, Белгорода и Орла, Новороссийска и Полтавы. В 1943 году в Красной армии снова появились погоны, упраздненные после Октябрьской революции. Этому посвящён отдельный видеоролик, составленный на основе фотографий из коллекции МАММ.

Героями новых видеосюжетов о военных фотографах станут Эммануил Евзерихин (1911-1984) и Павел Трошкин (1909-1944).

Эммануил Евзерихин – классик советской фотографии. Его персональная выставка открылась в МАММ в рамках «Фотобиеннале-2020». Зрители смогут увидеть её с 15 июля, как только музей откроется после карантина. (Информацию о выставке можно найти на сайте mamm-mdf.ru, видеоэкскурсии по выставке – на Youtube-канале музея). С 15 лет Евзерихин начал работать внештатным фотокорреспондентом в фотоиллюстрированных изданиях на Украине. В 1933 году он переезжает в Москву, а в 1934 году входит в штат главного фотоагентства СССР – ТАСС. Формирование Евзерихина как фотографа происходит в середине 1920‑х – начале 1930‑х годов, когда в советской фотографии эстетику определяют великие фотоавангардисты Александр Родченко, Борис Игнатович, Аркадий Шайхет и др. В 1932 году выходит постановление о соцреалистическом реализме как главном направлении, определяющем новые эстетические каноны для всех видов искусства, в том числе для фотографии, но Евзерихин в своем творчестве во многом остается верен идеалам своей юности. Жесткий конструктивистский принцип построения фотографии, диагональное напряжение композиции, неожиданные ракурсы, блестящее умение работать с игрой света и тени выделяли его работы. Принципы модернистской эстетики прежде всего проявлялись в его снимках физкультурных и военных парадов 1930‑х годов. Уже в первые дни войны Евзерихин уходит на фронт и проходит всю Великую Отечественную военным фотографом ТАСС. Благодаря его фотографиям Сталинградской битвы мир знает это решающее сражение практически день за днем. Знаменитый снимок «Фонтан "Детский хоровод"», сделанный в 1942 году в разрушенном Сталинграде, стал символом этого сражения, предопределившего ход войны.

Павел Трошкин, фотокорреспондент газеты «Известия», не дожил до Победы. Он погиб в сентябре 1944 года под современным Ивано‑Франковском (в то время – Станиславом). К 1941 году Трошкин уже успел побывать на советско‑финской войне, участвовал в боях на Халхин‑Голе. С первых дней Великой Отечественной войны он находился на передовой. Снимал бои под Москвой, оборону Сталинграда, Курскую дугу, форсирование Днепра, освобождение Крыма и Западной Украины. Ему удавалось вернуться с «горячими снимками» из самого пекла битвы. «В моей памяти он сохранился человеком сильным, упрямым и до такой степени необузданным в своей работе, что с ним было опасно ездить. <…> Остался в моей памяти облик, пожалуй, самого бесстрашного из всех наших фотокорреспондентов», – вспоминал о Трошкине писатель Константин Симонов. Павел Трошкин считается одним из прототипов фотокорреспондента Мишки в фильме «Живые и мертвые».

На сайте 9may.russiainphoto.ru уже открыты четыре главы: «1945. Победа», «Первые дни войны», «1941. Начало войны» и «1942. Мобилизация всех сил». Впереди три главы, последняя из которых будет доступна с 24 июня. Всего в проекте 75 видеороликов на основе фотографий, 25 фотовыставок, ролики, посвящённые военным фотографам, видеоролики на основе кинохроники военных лет, а также фотовыставки на основе семейных архивов, присланных пользователями на сайт «История России в фотографиях».

Особая часть проекта «Наша Победа – 75» – поиск утраченных имен военных фотографов и восстановление их биографий на странице warphotographers.russiainphoto.ru. В архивах проекта есть снимки, авторы которых пока не установлены. Есть авторы, о которых неизвестно ничего, кроме имени и фамилии. Каждый зритель сможет помочь в установлении автора фотографии, а также сможет добавить факты, помогающие восстановить биографии фотографов. Информацию можно прислать на почту 9may@russiainphoto.ru

Карты сражений Великой Отечественной войны предоставлены АО «Роскартография» из Атласа сражений, выпущенного к 75‑летию Великой Победы.

Возрастная категория 12+.

Источник: ТАСС